По ходу тела
Краткий путеводитель по прогулкам великих
19 июня отмечается День неспешной прогулки. В 1979 году его учредил рекламщик Уилмер Рабе, которого раздражала повальная мода на бег трусцой. Высокие скорости, как он считал, не дают человеку настоящего отдыха, и он решил привлечь внимание к старому способу расслабления — неспешной прогулке. Вспоминаем, как и где гуляли великие и что им давали прогулки.
1
Чарльз Диккенс считал, что прогулки для него жизненно необходимы: «Если бы я не мог ходить быстро и далеко, то я бы просто взорвался и погиб». Каждый день в 14.00 он прекращал работать и минимум на три часа уходил из дома. Если Диккенс писал новую книгу, то предпочитал гулять по городским улицам в поисках вдохновения и новых образов. В остальное время он любил гулять на природе, причем достиг такого мастерства в этом, что научился во время длинных прогулок дремать на ходу.
По утверждению самого Диккенса
2
Несколько летних сезонов подряд Сергей Рахманинов гостил у друзей в усадьбе на Хопре. Там он завел привычку ежедневных прогулок и часто уходил или уезжал на лошади в «одиночные экспедиции». Во время одной из таких экспедиций он нашел «лягушачье царство» и с тех пор отправлялся туда слушать кваканье каждый раз, когда в работе наступал кризис.
По воспоминаниям его ученицы и приятельницы Елены Жуковской
3
Петр Чайковский выходил на прогулку два раза в день. Первый раз после завтрака он шел гулять с кем-нибудь в компании, здоровался с дворовой собакой и болтал со всеми, кого встречал. Второй раз он выходил на улицу после обеда и час бродил в одиночестве, часто останавливаясь и делая пометки в блокноте. Вторая прогулка, как утверждал Чайковский, помогала ему отвлечься от бытовых забот и стимулировала музыкальные мысли.
По свидетельству самого Чайковского и воспоминаниям его знакомого Эдуарда Направника
4
Марк Твен не любил гулять в одиночестве. Он считал, что пейзажи и запахи природы несут в себе утешение для глаз, души и чувств, но истинное очарование прогулки находил в разговоре. Когда ходьба синхронизируется с движением языка, кровь приливает к мозгу — и наступает высшее наслаждение.
По свидетельству самого Твена
5
Иммануил Кант гулял каждый день после обеда. Обедать он любил в компании, но на прогулку ходил строго в одиночестве. Кант считал, что правила хорошего тона в такой ситуации подразумевают разговор, но во время него придется дышать ртом, а воздух холодный, что может привести к простуде. По этой же причине он пристально следил за темпом прогулки, чтобы не сбить дыхание и не вспотеть.
По утверждению его ученика Людвига Боровски
6
Артур Шопенгауэр гулял каждый день не менее трех часов. Если погода была хорошей, он брал своего пуделя и отправлялся пешком за город, где бродил по самым уединенным тропинкам и рощам, старательно избегая людей. В плохую погоду он выходил на прогулку по городским улицам. Во время ходьбы он бормотал себе под нос, часто на латыни, что пугало людей, и иногда мальчишки кидали ему в спину камни.
По утверждению его биографа Дэвида Картрайта
7
Александр Пушкин очень любил прогулки. Часто в путешествиях он отпускал карету вперед, а сам не спеша шел до следующей станции пешком (среднее расстояние между ямами тогда было 30–40 км). Часто на прогулку он брал четырехкилограммовую металлическую трость и во время ходьбы подбрасывал и ловил ее, «чтоб рука была тверже; если придется стрелять, чтоб не дрогнула».
По утверждению его биографа Петра Бартенева и воспоминаниям его знакомого Николая Логинова
8
Сёрен Кьеркегор гулял по несколько часов в день и считал прогулки залогом своей продуктивности. На улице он всегда передвигался в тени и, подобно троллям, не мог перешагнуть через ярко освещенный солнцем участок — Кьеркегору казалось, что свет отвлекает его от мыслей. Если возможности выйти на прогулку не было, он быстрым шагом ходил по комнате и воображал места, по которым обычно гулял.
По воспоминаниям его секретаря Израэля Левина
9
Дмитрий Менделеев терпеть не мог гулять без цели. Летом в деревне он брал с собой кого-нибудь из своих детей и рассказывал ему о растениях, которые встречались по пути. А зимой в Петербурге, отправляясь на прогулку, заявлял, что идет купить фруктов или сладостей, и очень медленно брел до ближайшей лавки, но нередко бросал это занятие и брал извозчика.
По воспоминаниям его племянницы Надежды Капустиной-Губкиной
10
Уинстон Черчилль не любил интенсивных прогулок, но каждый день совершал небольшой круг по саду своего поместья, кормил лебедей и рыб в пруду, а затем садился на крыльцо с солнечной стороны дома поразмышлять и подремать. Если отвлечься от тяжелых мыслей было сложно, Черчилль читал вслух стихи.
По свидетельству самого Черчилля
11
Ирина Одоевцева покупала у уличных мальчишек букет цветов и шла с ним гулять по городу, воображая, что гуляет по саду, где цветет сирень, жасмин и черемуха. Часто в таких прогулках ее сопровождал Николай Гумилев, которому очень нравилась эта игра, в честь которой он даже сочинил стишок: «Снова идем мы садами / В сумерках летнего дня, / Снова твоими глазами / Смотрит весна на меня».
По утверждению самой Одоевцевой
12
Марина Цветаева гуляла много, быстрым шагом и могла пройти более 30 км. В прогулках чаще всего преследовала какую-нибудь цель: «Дойти до…, взобраться на…; радовалась более, чем купленному, „добыче": собранным грибам, ягодам и <...> хворосту, которым топили печи».
По воспоминаниям ее дочери Ариадны Эфрон
13
Фридрих Ницше несколько зим подряд провел в Ницце и обзавелся там любимым маршрутом для прогулок. Он пролегал по крутой скалистой дороге в мавританскую деревню Эз, подъем и спуск к деревне занимали около двух часов. В размышлениях о третьей части «Так говорил Заратустра» он мог за день четыре раза подняться и спуститься с горы.
По утверждению самого Ницше
14
Никола Тесла считал, что прогулки полезны для его рабочего процесса, и имел на это самые веские причины. В 1882 году он с другом отправился в парк Будапешта, чтобы посмотреть на закат. На этой прогулке ему пришла в голову идея использовать вращающееся магнитное поле в электродвигателе: «Тысячи вспышек огня кружились, тысячи пылающих красок. Я вспомнил Фауста, процитировал его строки и затем, как в тумане, увидел магнитное поле и вращение индукционного мотора. Я увидел их в Солнце!»
По утверждению самого Теслы
15
Любимым местом прогулок Ивана Гончарова был пляж Рижского взморья. Ему нравилось бродить по береговой линии, по мелкому песку и размышлять. Часто он так углублялся в мысли, что забывал о строгой регламентации мужских и женских часов для купания, и женщинам приходилось прогонять его с пляжа.
По воспоминаниям его приятельницы Веры Спасской
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram