Ямальский СПГ доплывет до Индии
НОВАТЭК возобновит поставки газа индийской Gail
«Ямал СПГ» НОВАТЭКа в ближайшее время восстановит поставки СПГ индийской Gail в рамках долгосрочного контракта на 2,9 млн тонн в год. Эти поставки прервались летом 2022 года, после того как Германия взяла под свой контроль бизнес «Газпрома» в стране. Россия тогда дала временное разрешение НОВАТЭКу, чтобы не прерывать поставки в Индию. Однако бывший Gazprom Germania (ныне SEFE), вместо того чтобы поставлять грузы Gail, перепродавал их дороже на спотовом рынке. В итоге НОВАТЭК прекратил отгрузки, а Gail и SEFE начали досудебное разбирательство. Теперь, по данным «Ъ», вопрос улажен. По мнению аналитиков, падение спотовых цен на СПГ сделало схему с перепродажей непривлекательной для SEFE.
Проект НОВАТЭКа «Ямал СПГ» возобновит поставки газа по контракту с бывшей структурой «Газпрома» Gazprom Marketing & Trading Singapore (GM&T Singapore) в адрес индийской Gail, сообщили «Ъ» источники в правительстве РФ, знакомые с ситуацией. Отгрузки должны возобновиться в прежних контрактных объемах в ближайшее время, говорит один из собеседников «Ъ».
Речь идет о долгосрочном контракте на поставку до 2,9 млн тонн СПГ до 2041 года.
Контроль над этими объемами, ранее реализуемыми через трейдинговое подразделение «Газпрома», был утрачен после того, как российская монополия в марте 2022 года прекратила участие в немецкой Gazprom Germania GmbH и всех ее активах, включая Gazprom Marketing & Trading Ltd. Эти активы затем были фактически национализированы властями Германии, а Gazprom Germania была переименована в Securing Energy for Europe GmbH (SEFE). В ответ правительство РФ ввело санкции в отношении GM&T и SEFE, после чего НОВАТЭК не мог больше продавать ямальский СПГ «Газпрому», а сам «Газпром» прекратил поставки Gail.
Однако, чтобы не прерывать поставки газа в дружественную Индию на фоне резкого роста цен на СПГ, в мае 2022 года правительство РФ выдало «Ямал СПГ» временное разрешение на взаимодействие с SEFE (на 90 дней). Но, как сообщал Bloomberg, SEFE вместо отгрузок в Индию направляла грузы на спотовый рынок, где на тот момент цены были в разы выше, чем по долгосрочному контракту с Gail. SEFE, по данным Bloomberg, платила Gail штраф за отказ от запланированных поставок — 20% от их стоимости — и все равно получала высокую маржу за счет продаж на споте.
В то же время Gail, остро нуждавшаяся в СПГ, была вынуждена платить рекордные суммы, чтобы компенсировать отсутствие поставок с «Ямал СПГ». Индийская компания начала процедуру досудебного разбирательства с SEFE и требовала возобновления поставок. По итогу переговоров в марте текущего года SEFE возобновила отгрузки Gail. В марте—апреле индийская компания получала по две партии СПГ, в мае—июне — по четыре.
В результате правительство РФ 13 июня выпустило распоряжение, разрешающее «Ямал СПГ» поставлять газ SEFE до конца 2024 года.
«Разрешить совершение действий, в отношении которых... установлен запрет и которые связаны с поставками открытым акционерным обществом "Ямал СПГ" и Yamal Trade Pte Ltd... (Сингапур) сжиженного природного газа в пользу SEFE Marketing & Trading Singapore PTE Ltd»,— говорится в распоряжении.
В НОВАТЭКе и Gail оперативных комментариев не предоставили. В SEFE отметили, что приняли к сведению сообщения СМИ о распоряжении правительства РФ. «Российским поставщикам СПГ теперь придется учитывать влияние этого распоряжения на их контракты. До сих пор мы не получали никаких сообщений от "Ямал СПГ", нашего контрагента, по этому поводу»,— сообщили «Ъ» в компании.
Вероятно, решение правительства РФ позволит «Ямал СПГ» увеличить отгрузки, в том числе поставить Gail объемы, недопоставленные в 2022 году, полагает Сергей Кондратьев из Института энергетики и финансов. По его оценке, SEFE в апреле поставила в Индию СПГ по $530 за тонну, что существенно дешевле других трейдеров: импорт из США обходился индийским потребителям в $658 за тонну, из Катара — в $742 за тонну. «Эти цены были также ниже апрельских цен на споте в Европе и Восточной Азии. Думаю, что основная причина возврата SEFE к контракту с Gail в текущем избытке предложения СПГ на мировом рынке»,— говорит он.
Если исходить из тех контрактов, что были ранее, то GM&T (теперь SEFE) получала минимальную маржу от перепродажи объемов «Ямал СПГ» в Индию, говорит независимый эксперт Александр Собко: в обоих случаях контракты (между «Ямал СПГ» и GM&T и между GM&T и Gail) были с нефтяной ценовой привязкой с небольшой разницей между ними. Контракт GM&T с Gail подразумевал привязку в 13,7% к цене нефти и небольшую фиксированную часть, соответствующую расходам на доставку. Это означает, что при среднесрочной цене нефти, скажем, в $75 за баррель SEFE будет получать от Gail почти $11 за MBTU. «Это заметно больше, чем текущие спотовые цены на СПГ. И здесь мы даже не учитываем те штрафные санкции, которые SEFE платила Gail за недопоставку»,— отмечает он.
Соответственно, при текущих спотовых ценах на СПГ возвращение к поставкам по долгосрочным контрактам оказывается выгодным и для «Ямал СПГ».
«Так или иначе, видимо, все участники этих контрактов на фоне падения спотовых цен на СПГ предпочли вернуться к долгосрочным отношениям с более предсказуемыми доходами и минимальным рисками»,— заключает Александр Собко.