Своим путем

Как борются с аварийностью на российских дорогах и за рубежом

Смертность на дорогах — проблема, с которой борется весь мир. Страны делятся опытом, берут на вооружение наиболее эффективные практики. В свое время хорошо сработали некоторые технологии, опробованные в Европе. Но сейчас их роль уменьшается, и нужно искать новые подходы. В России аварийность снижается уже много лет подряд благодаря применению лучших практик, среди которых: контроль движения с помощью систем фотовидеофиксации, ремонт дорог с восстановлением инфраструктуры и социальные кампании, направленные на привитие навыков безопасного передвижения всем участникам дорожного движения.

Фото: ГУОБДД МВД России

Западные страны: снижение аварийности замедлилось

Большинство зарубежных государств прилагают координированные усилия, чтобы сократить количество погибших на дорогах. Различные мероприятия проводятся в рамках объявленного Генассамблеей ООН второго десятилетия (2021–2030 годы) действий по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД). Поставлена глобальная задача: сократить смертность в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) не менее чем на 50% по сравнению с 2020 годом, а к 2050-му свести этот показатель к нулю.

За 10–20 лет многим европейским странам действительно удалось сократить смертность, но в последнее время в Евросоюзе фиксируется заметный спад позитивной динамики, а в некоторых странах (например, в Германии) и вовсе отмечается рост числа погибших. В предварительном докладе Европейской комиссии о состоянии безопасности движения за 2022 год (опубликован в феврале 2023-го) говорится о более чем 20 тыс. погибших в дорожных авариях: это на 3% больше, чем в 2021 году, и на 10% меньше, чем в доковидном 2019 году. Европейские специалисты объясняют это продолжающимся восстановлением трафика на дорогах после пандемии (считается, это автоматически сопровождается ростом аварийности). При этом ситуация в отдельных государствах—членах Евросоюза сильно разнится: в Польше, Литве, Дании аварийность за год заметно сократилась, а вот в Ирландии, Испании, Франции, Италии и Швеции выросла либо осталась на прежнем уровне. В недавно опубликованном годовом докладе ВОЗ «Мировая статистика здравоохранения» говорится о том, что наблюдавшийся ранее прогресс в области снижения смертности на дорогах замедляется с 2015 года.

Тем не менее нельзя игнорировать удачный опыт многих западных стран, позволивший сократить смертность в ДТП. Одна из самых известных программ — Vision Zero («Нулевая смертность») в Швеции. Концепция этой программы была закреплена в законе 1997 года вследствие того, что в стране на протяжении многих лет наблюдался высокий уровень смертности на дорогах. Ключевая идея, заложенная в «нулевой концепции», состоит в том, что основную ответственность за безопасность движения несут проектировщики автодорог. Именно они обязаны учитывать человеческий фактор на этапе строительства, минимизируя инженерными решениями вероятность ДТП, которое может произойти из-за человеческой ошибки. Самый простой и наглядный пример — разделительное ограждение на магистралях: даже если водитель не справился с управлением, он не вылетает на встречку. Исходя из этого принципа, дороги Швеции проектируются заведомо безопасными: с искусственными неровностями, изгибами, круговыми перекрестками, с ограничениями скорости в 50 км/ч в населенных пунктах. Другой известный шведский пример безопасной инфраструктуры — трассы, построенные по формуле 2+1. Такое простое решение, с одной стороны, позволяет безопасно опережать тихоходов без выезда на встречку в двухполосном режиме, с другой стороны, замедляет скорость движения в однополосном режиме. Такую организацию движения, кстати, часто можно увидеть и в России на федеральных трассах. Усилия дали результат: количество смертельных случаев на шведских дорогах снизилось на 60% в 2000–2010 годах. Затем, правда, сокращение показателей замедлилось (по итогам 2018 года смертность даже выросла).

Интерес представляет опыт Германии, с 2007 года взявшей на вооружение шведскую концепцию. У многих эта страна ассоциируется со скоростными автобанами, но есть и менее очевидные примеры повышения уровня БДД. Немногие знают, к примеру, что в 2017 году в Германии был принят закон о судебном преследовании водителей, участвующих в незаконных гонках: это считается уголовно наказуемым преступлением (лишение свободы — до двух лет). В этой стране действуют довольно суровые меры наказания и за превышение скорости: например, за превышение скорости более чем на 20 км/ч в черте города или более чем на 25 км/ч за городом можно лишиться права управления машиной на месяц. Новые правила для владельцев электросамокатов были введены в 2019 году: максимальная скорость движения ограничена 20 км/ч, двигаться разрешено по специальным полосам на проезжей части, ездить по пешеходным дорожкам запрещено. В результате реализации этих и других мер Германии удалось сократить в 2000–2010 годах уровень смертности в ДТП вдвое, в 2010–2020 годах — еще на 25% (целевой показатель для этого периода составлял 40%, он не достигнут). Более того, по итогам 2022 года в этой стране был зафиксирован даже рост числа погибших и раненых на дорогах — на 9% и 11% соответственно. Сейчас власти Германии поставили задачу сократить еще на 40% число смертельных случаев на дорогах к 2030 году, в том числе за счет обновления правил дорожного движения (ПДД), улучшения культуры вождения, строительства еще более безопасных дорог, развития технологий автономного вождения, а также внедрения интеллектуальных транспортных систем.

Любопытен также пример Испании, которой удалось снизить смертность на дорогах в пять раз с 1990 по 2018 год (с 9,2 тыс. до 1,7 тыс. смертей в год). В 2011 году здесь, как и во многие европейских странах, был принят 10-летний план по снижению аварийности. Из последних нововведений в этом направлении можно отметить решение снизить разрешенную на загородных трассах скорость со 100 до 90 км/ч и вступившие в силу в 2021 году изменения в ПДД о введении общего ограничения скорости в городах до 50 км/ч (а на дорогах с одностороннем движением — до 20 км/ч). В начале 2023 года правительство Испании представило стратегию по дальнейшему снижению аварийности (на 50% к уровню 2019 года), рассчитанную до 2030 года и базирующуюся на принципах программы Vision Zero. В рамках этой стратегии планируется, в частности, увеличить частоту проверок здоровья и водительских навыков водителей старше 65 лет (эта категория граждан выделена в отдельную группу риска), а также включить обучение основам безопасности движения в школьную программу.

Фото: ГУОБДД МВД России

Россия: аварийность падает благодаря комплексному подходу

У нас в стране количество ДТП и количество погибших в них из года в год стабильно снижается. Так, по итогам 2022 года общее количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 5%, число погибших — на 4,7%, раненых — на 4,9%. Такая динамика наблюдается в России уже много лет. Известно, что на отдельных исторических этапах аварийность росла (в том числе по экономическим причинам в 1998 и 2008 годах), но позже положительная динамика восстанавливалась. Если в период с 2010 по 2020 год социальный риск в ДТП в 33 зарубежных странах снизился в среднем на 26,3%, то в РФ — почти на 40%. Таких результатов удалось достичь благодаря комплексному подходу: в 2006–2012 годах и в 2013–2020 годах в РФ действовали федеральные целевые программы по повышению безопасности дорожного движения, а начиная с 2019 года реализуется федеральный проект «Безопасность дорожного движения» нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД).

Теперь о том, какие практики позволили достичь таких показателей. Во-первых, это внедрение комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, основная масса которых направлена на предотвращение превышений скорости, а это является одним из самых травмоопасных нарушений. Законодательная возможность для применения камер, напомним, появилась еще в 2008 году. Сейчас на российских дорогах действует более 23,8 тыс. стационарных комплексов и более 3 тыс. передвижных. Кстати, все приборы, отечественного производства. Эффективность камер в части влияния на аварийность уже давно доказана, хотя порой этот тезис и подвергается сомнению. Расширение систем по контролю за движением продолжается: с начала этого года более 400 новых комплексов появилось на дорогах Подмосковья, более 50 — в Волгоградской области, 100 планируется установить в Иркутской области, 11 — в Удмуртии.

Фото: ГУОБДД МВД России

Восстановление дорог также сокращает количество ДТП. В рамках нацпроекта БКД государство выделяет на эти цели серьезные финансовые средства. В 2022 году отремонтировано в общей сложности более 16,8 тыс. автодорог, в результате на автотрассах регионального и межмуниципального значения аварийность снизилась на 5%, а число ДТП с выявленными недостатками содержания сократилось на 15%. Важно, что вместе с ремонтом полотна восстанавливается (или строится с нуля) инфраструктура — ограждения, освещение, пешеходные тротуары и переходы, разворачиваются интеллектуальные транспортные системы. На то, что ремонт должен быть именно комплексным, а не ограничиваться восстановлением дорожного полотна, неоднократно обращал внимание начальник российской Госавтоинспекции генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, подчеркивавший: «Дороги должны быть безопасными». В 2023 году в порядок будет приведено порядка 15 тыс. км дорог. Работы уже активно ведутся. На ремонт региональной и местной дорожной сети по нацпроекту предусмотрено свыше 431 млрд руб.

Особый вклад носят социальные кампании по пропаганде безопасности дорожного движения, которые ежегодно организует Госавтоинспекция в рамках профильного федерального проекта. В 2021 году, к примеру, проводилась кампания «Внимание на дорогу», направленная на профилактику ДТП, связанных с отвлечением внимания от дороги водителей и пешеходов, в 2022 году — кампания «Расставь приоритеты!» по привлечению внимания участников движения к рискам, возникающим на перекрестках. В текущем году будет применен новый необычный формат. «Тема социальной кампании — очень широкая,— рассказал недавно заместитель начальника российской Госавтоинспекции генерал-майор полиции Олег Понарьин.— Не так, как мы действовали в прошлые годы — били по конкретным наиболее заметным и рисковым видам ДТП. Сейчас мы предложили поработать по всем видам происшествий — скоростной режим, отвлечение внимания водителей на различные внешние факторы, действия пешеходов при следовании по дорогам. И конечно, по профилактике нарушений правил проезда перекрестков, что является ключевым видом происшествий в населенных пунктах». Социальная кампания в этом году пройдет в 40 субъектах федерации, это своеобразный рекорд: в прошлые годы кампании охватывали лишь 15 регионов.

Заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин

Фото: ГУОБДД МВД России

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Вся лента