Не бензином единым
Как на Кубани развивается рынок электротранспорта
В ИД «Коммерсантъ Кубань-Черноморье» прошел круглый стол «Перспективы развития электротранспорта в Краснодарском крае». Эксперты оценили рынок электрокаров как небольшой, но стремительно растущий. Главным драйвером развития отрасли представители власти и бизнеса считают господдержку. Причем субсидировать, по мнению экспертов, важно не только строительство электрозарядных станций, но и приобретение электрокаров.
Раскидывать сети помогают субсидиями
В 2023 году в соответствии с федеральной квотой на Кубани планируют установить 47 быстрых зарядных станций для электромобилей, а в 2024 году — 53 ЭЗС. При этом в Краснодарском крае есть региональный план, согласно которому ежегодно планируется ставить по 50–70 электростанций, поэтому число заправок может превысить объемы федеральной квоты. Об этом сообщил заместитель начальника отдела информационного сопровождения и формирования политики в области энергоэффективности министерства ТЭК и ЖКХ региона Игорь Чемерис.
«В прошлом году мы запустили 89 зарядных заправок. Из них 76 — на территории муниципальных образований и 13 — вдоль трассы М4 "Дон": от границы Ростовской области до Новороссийска. Федеральному бюджету это обошлось в 172,3 млн руб. 55 станций поставило АО "НЭСК", остальные — московские компании "Ситроникс" и "Позитивные продукты". В этом году буду привлечены еще четыре инвестора из Москвы и Санкт-Петербурга»,— отметил Игорь Чемерис.
По словам директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Андрея Белугина, в Краснодаре утверждено 29 мест размещения зарядных станций для электрокаров. «В эту схему будут внесены изменения — число мест размещения, вероятно, увеличится. До конца года планируется поставить еще семь заправок для электромобилей»,— добавил Андрей Белугин.
Игорь Чемерис напомнил, что в 2021 году правительство РФ утвердило «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года». По замыслу властей, к 2030 году каждый десятый автомобиль в стране должен быть электрокаром, а число зарядных станций достигнет 72 тыс.
В пилотном режиме в прошлом году концепцию запустили в нескольких регионах, включая Краснодарский край. Инвесторам субсидируются до 60% от понесенных затрат при приобретении необходимого оборудования (но не более 1,86 млн руб.) и 30% при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (но не более 900 тыс. руб.). «В 2022–2023 году на это направляют только федеральные деньги, а в следующем году подключится и краевой бюджет. Средняя стоимость зарядной станции составляет порядка 3,5 млн руб. Всего к 2030 году на Кубани планируют поставить 464 быстрые станции, а есть еще ультрабыстрые, медленные и др.»,— рассказал Игорь Чемерис.
Рынок небольшой, но растущий
Директор по техническим вопросам АО «НЭСК» Владимир Рюмин оценивает рынок как небольшой, но достаточно динамично растущий. По итогам первого квартала востребованность услуги зарядки со стороны владельцев электромобилей в Краснодаре пока ниже ожидаемой — более 4% от максимальной загруженности станции в краевой столице, по краю — более 2%. Тем не менее Владимир Рюмин констатирует: конкурентная среда усиливается, услуга становится все более востребованной.
Все ЭЗС оснащены тремя видами коннекторов: CHAdeMO (Япония), CCS (Европа), GBT (Китай). «Они предназначены для всех типов электромобилей. Все оборудование для функционирования зарядных станций российское — пермского производителя "Корпорация ПСС". Завод находится в реестре Минпромторга и соответствует их требованиям»,— отметил Владимир Рюмин.
«В этом году планируется запустить электрозарядные станции в 19 муниципальных образованиях — 47 единиц, включая четыре в краевой столице. В следующем, 2024 году, с целью чтобы пробег между нашими станциями не превышал 100 км, планируем выйти с установкой ЭЗС на дороги федерального значения, чтобы встречать гостей края на границе с Ростовской областью и Ставропольским краем»,— рассказал господин Рюмин.
Бренд-директор «Evolute Ключавто» Вадим Кузьмин обратил внимание, что в период курортного сезона число электрокаров в Краснодарском крае уже достигает порядка 10 тыс., ЭЗС не хватает. Спикер уверен: строительство новых заправок будет стимулировать рост продаж электромобилей в регионе. Только в прошлом году прирост рынка новых автомобилей на Кубани составил почти 90%. ГК «Ключавто» способствует росту присутствия электрокаров в ЮФО и продает более 40% электрокаров в округе. По данным господина Кузьмина, в топ-10 марок новых электрокаров, проданных в России за пять месяцев 2023 года, вошли Volkswagen, Evolute, Tesla, Voyah, BYD, Zeekr, BMW, Audi, Hongqi, Skywell.
В ожидании такси
Лизинговая компания Carcade в развитии продаж электрокаров делает ставку на таксопарки. По словам заместителя регионального директора лизинговой компании Carcade Артема Белокрылова, в настоящее время рынок в большей степени представлен сегментом премиум. Его составляют клиенты, покупающие электромобили стоимостью 7–9 млн руб. «Да, это дорого, но пользователи сопоставляют эти автомобили с европейскими брендами, которые стоят 15 млн руб., и видят преимущества такой покупки. Подобные сделки проходят ежемесячно, в прошлом году в Краснодарском крае было продано 25 электрокаров»,— рассказал господин Белокрылов. Он добавил, что электромобили приобретают и таксопарки, однако в Краснодаре пока только точечно — от 3 до 10 машин.
Между тем Нижегородская область стала первым регионом в России, где реализуется комплексный проект развития электротранспорта — от зарядки до пользователя. И эта практика, по мнению эксперта, уже дала положительные результаты. «Если машина стоит 2,4 млн руб., то от Минпромторга России можно получить субсидию — до 625 тыс. руб. Кроме того, есть региональная субсидия на компенсацию первого взноса. И подкрепили все это субсидией от зарядных станций — пользователи электрокаров заправляются бесплатно в течение всего 2023 года»,— сообщил Артем Белокрылов. В результате один из таксопарков Нижнего Новгорода смог закупить сразу 200 электрокаров. Эксперт уверен, что введение подобной поддержки в Краснодарском крае значительно ускорило бы развитие рынка.
«Evolute с учетом субсидии от Минпромторга по стоимости уравнялся с Lada Vesta, только Lada — это эконом, а Evolute — комфорт, что, конечно, выгодно. В сегменте комфорт тариф выше, и таксопарку это интересно»,— пояснил Артем Белокрылов.
Нарушители ПДД попадут в «Тайфун»
Владимир Рюмин считает, что на Кубани официальная отмена эвакуации машин на штрафстоянки за неправильную парковку сильно ударила по бизнесу, связанному со строительством ЭЗС: парковки для электрокаров часто занимают бензиновые автомобили.
Начальник отдела развития парковочного пространства департамента транспорта и дорожного хозяйства Краснодара Роман Мануйов согласился: в краевом центре наблюдается тотальное игнорирование водителями правил дорожного движения (остановка и стоянка) в зоне действия запрещающих знаков, на остановочных пунктах общественного транспорта, местах для инвалидов. Решить проблему можно усилением контроля за нарушением ПДД со стороны ГИБДД и привлечением к административной ответственности владельцев транспортных средств, допускающих данные правонарушения.
«Чтобы обеспечить возможность парковки электромобилей на специально выделенных для них местах, нами разработана типовая схема организации дорожного движения, согласно которой перед местами зарядки электротранспорта теперь необходимо ставить дорожный знак "Остановка запрещена" со знаком дополнительной информации "Кроме электромобилей", а также обозначать парковочные места для электромобилей соответствующими знаками "Парковка" с табличкой "Для электромобилей"»,— рассказал начальник отдела развития парковочного пространства.
Роман Мануйлов добавил, что в администрации Краснодарского края создан Центр организации дорожного движения, который имеет полномочия по фото- и видеофиксации нарушений ПДД. У центра заключен государственный контракт на фиксацию в автоматическом режиме нарушений ПДД программными комплексами «Тайфун». «Мы достигли договоренности, что инвестор устанавливает соответствующие знаки на местах для зарядки электромобилей, а мы в свою очередь, согласовав в администрации данные схемы, направляем их в Центр организации дорожного движения, чтобы они включили их в маршруты патрулирования мобильных комплексов "Тайфун". Данные о нарушениях будут направляться в ГИБДД, и сотрудник ДПС будет выносить решение о привлечении к административной ответственности», — пояснил господин Мануйлов.
Тренд на кикшеринг
Региональный менеджер ООО «Юрент Байк» Святослав Смирнов констатирует: растет популярность и другого вида электротранспорта — средств индивидуальной мобильности. «По прогнозам аналитиков, в ближайшие три года общая аудитория пользователей кикшеринга вырастет еще в два раза. Также продолжится рост частотности поездок существующих пользователей»,— отметил господин Смирнов. По его мнению, для многих горожан самокаты уже стали полноценным транспортом или частью мультимодального маршрута. С учетом автомобильных пробок в крупнейших городах России, включая Краснодар, эта тенденция будет только набирать обороты. Таким образом люди решают проблему транспортной доступности.
«Рост числа новых клиентов требует повышенного внимания к их безопасности. Поэтому наша компания увеличивает инвестиции в проекты, связанные с безопасностью и культурой вождения самоката, и совместно с ГИБДД организовывает обучение консультантов по всей России»,— резюмировал эксперт.
Наши оперативные новости и самая важная информация — в Telegram