Третий год в столице Удмуртии реализуется программа ремонта тротуаров «Пешеходный Ижевск». О ее результатах и планах на 2023 год «Ъ-Удмуртия» рассказал председатель Городской думы Ижевска, куратор программы Фарит Губаев.
Фото: Коммерсантъ
Фото: Коммерсантъ
— Фарит Ильдусович, почему в последнее время в центре внимания оказались тротуары, насколько эта тема актуальна для Ижевска?
— «Пешеходный Ижевск» — это программа ремонта тротуаров города, рассчитанная на пять лет с 2021 по 2025 годы. Тротуары по ней мы ремонтируем третий год. Цель проекта — создание качественного пешеходного каркаса Ижевска на основе предложений жителей города.
Проект «Пешеходный Ижевск» — ровесник нашего созыва Городской думы. Работать над проектом мы с коллегами-депутатами начали еще во время предвыборной кампании в 2020 году. Тогда же проект поддержали глава Удмуртии Александр Бречалов и партия «Единая Россия».
Вопросы ремонта и строительства тротуаров входят в топ-3 наказов избирателей депутатам Городской думы. В Ижевске более 300 участков тротуаров, нуждающихся в ремонте. Требуется и строительство новых пешеходных дорожек. Прежде всего, в частном секторе, в новых микрорайонах и микрорайонах старой застройки, где роль тротуаров зачастую выполняют межквартальные дороги.
— Сколько тротуаров было сделано за первые два года? Как выбирают тротуары для включения в программу?
— За два предыдущих года мы отремонтировали 68 пешеходных дорожек. Тротуары были обновлены в каждом из 25 округов Ижевска. Сделано по 13-14 тротуаров в каждом районе города.
Основные критерии отбора объектов следующие: высокий пешеходный трафик, то есть востребованность тротуара у жителей, связь тротуара с социальными объектами — школами, больницами, детскими садами, а также остановками общественного транспорта, техническое состояние имеющегося тротуара, процент износа покрытия.
— Как идет ремонт тротуаров в этом году?
— Весной вместе с депутатами, общественниками и подрядчиками мы обошли тротуары, нуждающиеся в ремонте, в каждом округе. Исходя из критериев отбора и выделенных на программу «Пешеходный Ижевск» средств, мы выбрали тротуары для ремонта в 2023 году.
Планируем отремонтировать более 40 тротуаров. Благодаря хорошей погоде строительный сезон в этом году начался раньше обычного. И на десяти тротуарах работы уже завершены, еще на 13 тротуарах ведется ремонт. Закончены работы на тротуарах по ул. Увинской — по пути к школе № 100, ул. Садовая, от ул. Нагорная до входной группы библиотеки им. Мусы Джалиля, ул. Областная, от ул. Кирпичная до ул. Садовая, пер. Широкий, от ул. К. Маркса до ул. М. Горького, ул. 1-я Тверская — у детского сада № 167, ул. Кунгурцева — у детсада в микрорайоне Столичный, ул. Базисная, ул. Выставочная, у ЖК «Скандинавия» — от дома по ул. Ленина № 97а вдоль лесополосы до заезда к автосалону «ИТС-авто», в парке Тишино.
— Насколько удается улучшить качество подходов к школам?
— Только в прошлом году в рамках программы «Пешеходный Ижевск» были построены тротуары к семи школам города: это школа № 73 — тротуар по ул. Салютовской, школа № 91 — тротуар в пер. Октябрьский, школа № 81 — тротуар по ул. С. Самсонова, школа № 31 — тротуар по ул. Восточная, гимназия № 56 — по ул. Базисная), школа №16 — по ул. Т. Барамзиной, школа № 64 — тротуар по ул. Михайлова). Кроме того, по заявкам жителей построили тротуары у нескольких детских садов в микрорайоне «Буммаш», гор. Металлургов, у нового детского сада на ул. Берша. В этом году работа продолжается: из десяти уже сделанных тротуаров, половина ведут к школам или детсадам.
— Решается ли вопрос с так называемыми «транзитными школами», через которые жители многие годы ходили и вокруг которых нет нормальной пешеходной инфраструктуры?
— После трагедии в школе №88, мы дополнительно включили в программу «Пешеходный Ижевск» строительство тротуаров в обход школ. Это необходимо сделать там, где с советских времен пешеходный трафик шел через территории образовательных организаций. Наша общая задача — чтобы все территории школ Ижевска были закрыты от посторонних, а у местных жителей появились новые пешеходные пути.
В моем округе в микрорайоне Буммаш на этот год запланировано строительство тротуаров у школ №№ 69 и 52.
У школы № 69 планируем сделать тротуар от ул. Дзержинского до входа в школу. Сейчас на этом участке вообще нет тротуара. Дети и взрослые ходят по межквартальной дороге. Для строительства пешеходной дорожки необходимо немного передвинуть ограждение школьного стадиона.
У школы № 52 планируем построить тротуар между школой и детским садом. До недавнего времени у школы и соседнего детсада была общая ограда и прохода между ними не было. Раньше жители микрорайона проходили от трамвайного кольца на ул. 9-е Января через территорию школы. Сейчас сквозной проход закрыт — будем строить тротуар в обход.
— Сотрудничаете ли вы с коммунальщиками? Жаль, когда на новых тротуарах появляются перекопы.
— Мы синхронизируем планы ремонта коммунальных сетей и тротуаров. Если в перспективе трех лет на участке планируется замена сетей, откладываем ремонт тротуара.
В случае, если под тротуаром проходят силовые кабели, мы прокладываем кабели в специальные гильзы, чтобы его можно было заменить без повреждения тротуара. В прошлом году такие гильзы проложили под тротуаром на ул. Металлистов. Это удорожает стоимость работ, но увеличивает срок жизни тротуара.
Бывают случаи аварийных ремонтов сетей под новым тротуаром. В этих ситуациях коммунальщики восстанавливают пешеходную дорожку в определенные сроки и за свой счет. Мы контролируем сроки и качество работ. Так, в прошлом году новый тротуар из плитки на ул. Дзержинского просел в одном месте после аварийных работ на коммуникациях. Ремонт тротуара был выполнен за счет коммунальщиков.
— Что лучше для тротуара: плитка или асфальт?
— Свои плюсы и свои сторонники есть как у асфальта, так и у плитки. Мы проводили опрос в соцсетях, голоса горожан за брусчатку и за асфальт распределились поровну. Плюс брусчатки в том, что ее проще и дешевле разобрать и собрать заново при коммунальных перекопах, тогда как асфальт приходится ломать. Также на брусчатке не стоят лужи, вода уходит в землю между плитками. Брусчатку мы стараемся использовать на магистральных улицах и там, где на пересечениях улиц уже есть тротуар из брусчатки. Чтобы стыковать брусчатку с брусчаткой.
— Куда обратиться ижевчанам со своими предложениями по ремонту тротуаров?
— Предложения по ремонту тротуаров любой житель города может подать на сайт «Пешеходный Ижевск» https://izh-trotuar.ru/ или в общественную приемную своего депутата Городской думы.
Отбор проводится в соответствии с утвержденными критериями, о которых я уже говорил. Также тротуар должен располагаться на муниципальной территории. Пешеходные дорожки на придомовой территории, на территории учреждений, школ, детских садов, на частных объектах не включаются в программу «Пешеходный Ижевск», они ремонтируются за счет других финансовых источников.
— Дорожные объекты в республике проходят многоступенчатый контроль. Как проверяют качество работ по ремонту тротуаров? Кто принимает участие в приемке объектов?
— Контроль качества ремонта тротуаров также многоступенчатый: это контроль при строительстве, приемочный контроль, лабораторный контроль, входной контроль на материалы. Для лабораторного контроля с тротуара отбирают пробы — керны. Технадзоры ежедневно выезжают на строительство тротуаров.
В приемке тротуаров принимают участие заказчики — технадзоры Службы благоустройства и дорожного хозяйства Ижевска, депутаты, общественники, в том числе маломобильные граждане — представители сообществ инвалидов-колясочников. Гарантия на тротуар — 5 лет. Все возможные дефекты подрядчик устраняет за свой счет, примеры этому уже есть. Поэтому подрядчику выгодно сразу же делать все качественно.