«Будущее – за новыми технологиями»

Председатель совета директоров СК «Химспецстрой» Алексей Чикунов – о перспективах дорожной отрасли

Темпы дорожного строительства в Пермском крае набирают обороты. В этом году в регионе утвержден рекордный объем дорожного фонда – 31 млрд руб. Несмотря на растущий уровень финансирования отрасли, не обходится и без трудностей: производители импортной техники из-за санкций уходят с российского рынка, обостряется конкуренция за кадры, нормативно-правовая база отстает от технологического прогресса. О том, как дорожному подрядчику сохранять устойчивость в этих условиях и как в этом помогут постепенно появляющиеся в отрасли цифровые технологии – рассказал председатель совета директоров строительной компании «Химспецстрой» Алексей Чикунов.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

– Строительная компания «Химспецстрой» работает с 2009 года. Алексей Михайлович, как за это время изменился рынок дорожного подряда?

– Наша отрасль, как и другие сферы, постоянно развивается. За эти 14 лет появилось много современных материалов и добавок, у заказчиков стало куда больше требований к выполнению работ. Если сравнивать с 1990-ми годами, когда я только пришел в дорожное строительство, то перемены еще более кардинальные. Тогда никто не представлял, какого уровня достигнет прогресс к настоящему моменту. Например, дорогу Пермь – Березники проектировали в то время с расчетом, что спустя 30 лет по ней будет проезжать около 5 тыс. автомобилей в сутки, а сегодня по ней в день ездит около 30 тыс. машин. Чтобы дороги выдерживали возрастающую нагрузку, дорожно-строительные компании вынуждены идти в ногу со временем и применять новые подходы. Появляется новая техника, постепенно внедряются цифровые инструменты.

К сожалению, пока дорожная отрасль несколько инертна. Внедрение любого новшества – как правило, инициатива самой компании. На законодательном уровне никак не закреплены требования к использованию подрядчиком передовых технологий. Из-за этого получается, что на конкурсах на выполнение работ компания с самой современной техникой и программным обеспечением практически не имеет преимущества перед компанией с парой старых асфальтоукладчиков. Это, конечно, тормозит развитие. Но движение вперед есть, и когда нормативная база изменится – а я верю, что это произойдет, – оно значительно ускорится.

– Как, адаптируясь к изменениям, менялась сама компания?

– Изначально мы были подразделением холдинга «Метафракс» и выполняли специфические виды работ для промышленных предприятий. С 2009 по 2011 год наша компания занималась строительством рассолохранилищ для «Уралкалия», работала с «Сильвинитом», Верхнекамской калийной компанией (ВКК) и другими подобными производствами. Отсюда и название – «Химспецстрой».

В 2011–2013 годах, когда я уже работал в компании, в нее стали переходить квалифицированные специалисты из «Пермдорстроя» – некогда крупного игрока на региональном дорожно-строительном рынке. Именно из них сформировался костяк «Химспецстроя», который нам удается сохранять до сих пор. Тогда у компании началась новая жизнь. Мы поставили цель работать не только на частных заказчиков, но и выйти на рынок дорожного подряда. Объемы работ стали резко расти, наш портфель быстро пополнялся новыми проектами. Если в самом начале мы выполняли ремонтно-строительные работы на 90–100 млн руб. в год, то сегодня ежегодные объемы работ достигают 5,5 млрд руб. Можно с уверенностью говорить, что на данный момент «Химспецстрой» является одним из лидеров рынка дорожного подряда в Пермском крае.

– Последние несколько лет экономика переживает потрясение за потрясением: пандемия, спецоперация, санкции. Как чувствует себя дорожная отрасль в настоящий момент?

– Пандемия отразилась на дорожно-строительной отрасли не так сильно, как на других сферах. У дорожников почти вся работа – на улице, поэтому особых ограничений не было. Но, конечно, общее ухудшение ситуации в экономике почувствовали: бюджеты сократились, соответственно финансирование дорожных работ тоже несколько уменьшилось.

Последние события оказали уже более ощутимое влияние. Почти вся асфальтоукладочная техника у нас и многих других компаний – импортная, как правило, американского или немецкого производства. Большинство производителей из-за санкций ушли с рынка РФ, а быстро обновить парк и заменить технику, например, на китайскую не получится, так как это дорого. Нужно время. Также какой-то период потребуется для того, чтобы заменить зарубежное программное обеспечение.

Однако самая серьезная проблема – обострившаяся конкуренция за кадры. Людей, имеющих рабочую специальность и готовых в соответствии с ней трудо­устроиться, и так было немного. Сейчас активный набор персонала ведут предприятия оборонно-промышленного комплекса, и предлагают такой уровень заработной платы, за которым дорожная отрасль не всегда может успеть.

– Что предпринимает «Химспецстрой», чтобы сохранять стабильность?

– С техникой и ПО, как я и сказал, просто нужно время. Стараемся постепенно заменять. Кое-что уже удалось обновить, что-то в процессе. С кадрами сложнее. Здесь помимо высокой конкуренции есть еще одна проблема – низкий престиж профессии в обществе. Она ассоциируется с грязной, неквалифицированной работой, тяжелым трудом. Само слово «дорожник» сегодня нередко произносится пренебрежительно, так как в информационном пространстве из нашей отрасли чаще появляются негативные новости, а много хорошего остается незамеченным.

Мы работаем над популяризацией профессии. Возим школьников на экскурсии на наши объекты, приглашаем студентов на практику. Показываем, что дорожник – современная специальность: люди в чистых костюмах работают на современных машинах, оснащенных инновационными программами, и получают достойную заработную плату.

На самом деле те, кто попробовал себя в профессии, увидел весь процесс изнутри и проникся, уже редко переходят в другие сферы. В общей сложности у нас сейчас трудятся около 600 человек, из них 400 – это ядро, люди, непрерывно работающие в компании почти с самого ее основания. Они любят свою работу и искренне отдаются ей. Среди этих сотрудников уже сформировались целые трудовые династии – дед, сын, внук. Сами они часто отмечают, что самое приятное в этой работе – чувствовать причастность к созданию важных для города и региона объектов. Любой сотрудник нашей компании – от машиниста асфальтоукладчика до руководителя – про любой из наших проектов имеет полное право сказать: «Я это строил».

– В Пермском крае активно наращиваются темпы дорожного строительства. В 2022 году объем дорожного фонда в регионе составлял около 27 млрд руб., в текущем году должен составить рекордные 31 млрд руб. Чувствуете рост рынка и усиление конкуренции?

– Внимание строительству, ремонту и содержанию дорог в Прикамье сейчас действительно уделяется большое. Реализуются крупные проекты – улица Строителей, Крисанова и другие. Но в том, что касается увеличения объемов дорожного фонда, нужно учесть два момента. Во-первых, оно во многом обусловлено ростом цен – за последние три года некоторые материалы подорожали более чем на 70%. Во-вторых, в ряде проектов большую долю финансирования «оттягивают» на себя подготовка участков, переустройство сетей и прочие важные, но не связанные напрямую со строительством работы. Да, строится, бесспорно, много, но рост финансирования связан не только с этим.

Что касается конкуренции, то я бы не сказал, что она обострилась. Она довольно жесткая там, где небольшие объемы работ: отремонтировать часть улицы, положить тротуар и тому подобное. В крупных проектах конкуренция была и остается куда менее сильной, так как у нас не так много компаний, которые могут за них взяться.

– Как сохранять конкурентоспособность, входить в число тех, кто может заниматься серьезными проектами?

– Прежде всего – это сильный коллектив, состоящий из грамотных, опытных специалистов. У нас на сегодняшний день работают 95 человек с высшим профильным образованием и 120 человек со средним специальным профильным образованием. Не каждая дорожно-строительная компания может этим похвастаться. Эти сотрудники имеют не просто теоретические знания, а большой опыт работы в отрасли. С ними мы переживали разные времена, можем друг на друга положиться в любой ситуации, и это очень помогает сохранять стабильность в трудные времена и оставаться конкурентоспособными.

Второе – нужно быть современным. Развивать производство, регулярно обновлять технику, не бояться использовать цифровые инструменты. С момента основания компании мы существенно модернизировали наши мощности. В 2011 году в составе «Химспецстроя» начал работать асфальтобетонный завод Ermont, позже мы его газифицировали, чтобы это было экологически безопасное производство. В 2019-м купили еще одну асфальтобетонную установку – RD 105. Благодаря этому мы можем производить асфальтобетон любых существующих сегодня типов и марок с применением всех необходимых добавок. В парке у нас сегодня около 200 единиц новейшей техники. Особое внимание уделяем внедрению передовых технологий. Единственные в Пермском крае освоили систему спутникового 3D-позиционирования ГЛОНАСС и строительство при помощи BIM-модели. Строим с ее использованием ТР-53 (переход ул. Старцева – пр. Октябрят – ул. Целинная). Весь проект полностью оцифрован, за счет чего и мы, и заказчик можем в режиме реального времени наблюдать, как ведутся работы на объекте, и даже виртуально проехать по дороге, хотя в реальности ее еще нет. Пока эта технология больше распространена в гражданском строительстве. Дорожных объектов, на которых она применяется, в стране всего два, один из них – ТР-53. Однако я думаю, что скоро этот инструмент будет широко применяться и в нашей отрасли.

– Реализацией каких проектов, помимо строительства ТР-53, компания «Химспецстрой» занимается в настоящий момент?

– Основных проектов у нас сейчас два. Это ТР-53 и дорога Березники – Соликамск. ТР-53 – довольно серьезный имиджевый объект. Трасса протяженностью 8,7 км должна соединить микрорайоны Садовый и Вышка II. Это один из крупнейших инфраструктурных проектов, которые сейчас реализуются в Перми.

Дорога Березники – Соликамск имеет не меньшее значение. В этих городах расположены крупные промышленные предприятия и проживает большое количество людей, поэтому транспортный поток между ними очень активный. Строительство дороги разделено на шесть этапов. Четыре этапа мы уже выполнили, еще на одном сейчас завершаем работы. В 2024 году объект будет полностью готов.

Также мы занимаемся ремонтом и содержанием регио­нальных дорог, в основном на севере Пермского края. Не забываем и о том, с чего начинали: продолжаем работать с «Уралкалием», «Еврохимом», АВИСМой и другими предприятиями, это направление для нас по-прежнему важно.

– Имеет ли дорожная отрасль в Пермском крае какие-то особенности по сравнению с другими регионами? Возможно, есть определенная специфика из-за климатических условий, еще какие-то характерные черты?

– Конечно. Из-за большой протяженности региона с севера на юг – около 1 тыс. км – условия строительства и содержания дорог в разных муниципалитетах очень различаются. В Чернушке уже может расти трава, а в Ныробе в это время года еще лежит снег. Где-то дорожный сезон длиннее, где-то короче, и, планируя работы, важно это учитывать. К тому же в разных частях региона разный ландшафт: на севере – гористая местность, на юге – поля. Это тоже накладывает свой отпечаток. Кроме того, некоторые территории Прикамья, например Чердынь или Красновишерск, очень удалены от сырьевых ресурсов. Нередко, выполняя там какие-то работы, приходится специально везти из других муниципалитетов песок, ПГС и даже топливо для техники и еду для людей, так как рядом нет ни заправок, ни магазинов. Естественно, это повышает себестоимость работ.

– Можно ли дать прогноз, как будет развиваться сфера дорожного строительства в РФ и в Пермском крае в ближайший год и в более отдаленной перспективе? Стоит ли ждать какой-то существенной трансформации?

– Так или иначе будет происходить цифровизация отрасли. Она неизбежна хотя бы просто потому, что произойдет смена поколений. Сейчас некоторые компании неохотно внедряют новшества, так как у них есть какой-то страх перед ними или же им просто кажется, что это не­обязательно. Но пройдет несколько лет, и придут более молодые специалисты, для которых все эти инструменты будут уже чем-то самим собой разумеющимся. Думаю, можно ожидать не только цифровизации, но и роботизации: как и во многих других сферах, машинный труд будет постепенно заменять человеческий. Будущее прекрасно, и оно – за новыми технологиями.

– Какие планы у «Химспецстроя» по модернизации собственных мощностей и участию в новых проектах?

– Будем продолжать внедрять 3D-позиционирование и работу с BIM-моделью. Постепенно хотим оснастить как можно больше техники оборудованием для этого. Одним из плюсов работы с BIM-моделью является возможность электронного документооборота с заказчиком, и это именно то, к чему мы стремимся. В перспективе хотим полностью уйти от бумажной работы. Завершим наши текущие проекты. Готовы участвовать в новых и решать любые сложные задачи, которые будут в регионе. Несмотря на большой опыт в отрасли, мы современные и гибкие и можем справиться с любым проектом.

Продолжим и реализацию нашей социальной политики. «Химспецстрой» активно взаимодействует с Федерацией хоккея Пермского края, будем дальше помогать развитию этого вида спорта на территории региона.

ООО “СК “Химспецстрой”

Реклама

Вся лента