Сила движения

Синара представила на «Иннопроме» магистральный тепловоз и отечественную «Ласточку»

Технологический суверенитет российской промышленности стал одним из ключевых вопросов «Иннопрома-2023». Группа Синара представила прорывные проекты в транспортном машиностроении и обозначила разработки, над которыми начала работать компания.

Фото: Пресс-центр Группы Синара

Группа Синара более пятнадцати лет развивает дивизион транспортного машиностроения и каждый год на Иннопроме представляет инновационные разработки в этой сфере. Не стал исключением и прошедший форум. Компания презентовала премьер-министру РФ Михаилу Мишустину полностью российский скоростной электропоезд «Ласточка» серии ЭС104. Гости выставки могли не только увидет модель поезда на стенде, но и опытный образец на железнодорожной платформе аэропорта «Кольцово». Еще одной новинкой Иннопрома стал магистральный локомотив 2ТЭ35А — самый мощный из серийных тепловозов в стране.

Новое поколение электропоездов

Отечественная «Ласточка» ЭС104 разработана на заводе «Уральские локомотивы» (входит в Группу Синара). Модель предназначена для железнодорожных магистралей, электрифицированных постоянным током и может развивать скорость до 160 км/ч. Президент Группы Синара Михаил Ходоровский представляя новый электропоезд подчеркнул, что «Ласточка» теперь полностью российского производства, она оснащена отечественным асинхронным двигателем и тяговым оборудованием.

«Обновлена маска электропоезда. Благодаря улучшенным аэродинамическим свойствам она позволяет экономить электроэнергию. В ходе проектирования удалось увеличить количество сидячих мест. В пятивагонном поезде теперь их 416. Кресла стали более эргономичными. Обновилась и цветовая гамма интерьера салона. В первом вагоне размещены места для проезда маломобильных пассажиров, рядом с ними размещен универсальный санитарный модуль, а также лифты для посадки и высадки на низкие платформы. В каждой кабине и салоне установлена система микроклимата с функцией обеззараживания воздуха»,— рассказал руководитель проекта Сергей Антропов.

Фото: Пресс-центр Группы Синара

Всего на текущий момент изготовлены две «Ласточки» серии ЭС104. Первый электропоезд отправлен в Москву на испытательный полигон для прохождения приемочных и сертификационных испытаний. После этого его проверят на соответствие техническому заданию и требованиям безопасности.

К концу года скоростной электропоезд должен выйти на регулярные рейсы на железные дороги страны. «Весной был подписан контракт, в рамках которого завод «Уральские локомотивы» поставит для РЖД 22 новых отечественных скоростных электропоезда. Контракт предусматривает начало поставок в ноябре текущего года, после получения сертификационных документов. В перспективе ЭС104 станет базовой платформой для целой линейки отечественных электропоездов нового поколения, в ближайшие два года будут разработаны три модификации»,— сказал Михаил Ходоровский.

В год по запуску

В 2024 году планируется создать двухсистемный электропоезд ЭС105, работающий на постоянном и переменном токе. Он предназначен для пригородного и межрегионального назначения на дальние расстояния.

Для повышения комфорта пассажиров разработчики предусмотрят места класса «турист» и «бизнес». Угол наклона спинок сидений будет увеличен с 7 до 17 градусов. В каждом вагоне будет установлен кулер с питьевой водой, места для велосипедов, а также LCD табло для отображения развлекательного контента и информации о поездке, в том числе названия станций прибытия и следования. В первом и пятом вагонах установят кухонное оборудование. Межвагонные двери будут автоматическими с функцией открытия при нажатии кнопки.

В настоящее время инженеры предприятия разрабатывают электропоезд с возможностью автономного хода до 125 км на отдельных неэлектрифицированных участках железных дорог, который планируется представить в 2025 году.

Мощнейший тепловоз

Другой знаковой разработкой, представленной компанией на выставке «Иннопром-2023» в Екатеринбурге, стал магистральный тепловоз 2ТЭ35А. Его мощность превышает 9,9 тыс. лошадиных сил, а по тяговым свойствам он заменяет три секции серийных шестиосных локомотивов. Локомотив создан для работы на магистральных путях Восточного полигона, но в будущем его планируют использовать на неэлектрифицированных участках Северного широтного хода.

Фото: Пресс-центр Группы Синара

Важно, что для магистрального тепловоза компания «Тяговые компоненты» (входит в Группу Синара) создала тяговый асинхронный двигатель нового поколения с адаптивной системой управления, который также был представлен на стенде Группы Синара.

Разработка тепловоза 2ТЭ35А ведется два года. Дизайн тепловоза заметно отличается от локомотивов, которые сейчас эксплуатируются. В 2ТЭ35А применена стеклопластиковая маска, боковые вклеиваемые стекла. В кабине машиниста установлены мягкие кресла, мониторы для диагностики систем и обзор заднего вида. По бокам сделаны камеры вместо зеркал.

Среди новых функций тепловоза — автоведение, виртуальная сцепка. Благодаря этому есть возможность с одного пульта из одной кабины управлять локомотивом, который едет в хвосте всего состава. «Также предусмотрено поосное регулирование силы тяги, которое позволяет, в зависимости от внешних воздействующих факторов и внешних сопротивлений, поединично менять силу тяги на каждом тяговом двигателе, тем самым повышая эффективность»,— добавил Роман Овчинников. Особенность локомотива заключается и в том, что он модульный, а значит есть возможность «безболезненно» заменять вышедшее из строя оборудование.

Магистральный локомотив 2ТЭ35А практически полностью состоит из отечественных комплектующих. Планируется, что испытание локомотива начнется в 2024 году. Планируется, что тепловоз выйдет на дороги общего пользования к концу следующего года.

Фото: Пресс-центр Группы Синара

АО Группа Синара

Реклама

Вся лента