Жизнь продолжается
Ладно скроенная Lada
Главный плюс модели Lada Vesta, безусловно, в том, что она у нас есть, несмотря на так называемые известные события. Мы ведь ее теряли. Но Vesta благополучно вернулась на рынок — обновленная, с кузовами седан и универсал, с кросс-версиями, с адекватными по нынешним меркам ценами. Сильный ход тольяттинской ладьей.
Правду говорил мистер Шерлок Холмс: «Вот так начнешь изучать фамильные портреты и, пожалуй, уверуешь в переселение душ». Ровно сорок лет назад у компании Renault появился симпатичный концептуальный мини-хетчбэк, тогда особо не нашумевший, а ныне и вовсе забытый. Внимание, именовался он… VESTA, это аббревиатура, которая означала «экономичный автомобиль с передовыми технологиями». Неужели лучшая наша Lada получила имя по наследству? Если да, название Vesta —единственное французское, что у нее сегодня осталось.
А у всей автомобильной России остался неприятный осадок от поспешного и бесславного ухода Renault из страны. Среди разного оставленного здесь французскими партнерами добра была и совместно подготовленная, даже успевшая празднично дебютировать, Lada Vesta NG — сиречь New Generation, Нового Поколения. Теперь видим, можно сказать, сверхновый вариант, поскольку в связи с наложением санкций вазовцам пришлось оперативно заменить многие элементы машины антикризисными. Что получилось?
Другое дело
«Стало сложнее. И одновременно проще, — говорит директор по всем проектам АвтоВАЗа, обожаемый прессой интереснейший и всезнающий собеседник Олег Груненков. — После ухода Renault нам предстоит самостоятельно решать все свои проблемы. И для нас — как специалистов — это в первую очередь интересный вызов».
Благо есть возможности принять этот вызов. Если раньше правила игры на волжском заводе устанавливали главным образом французские акционеры и автомобили Lada не были в приоритете у альянса, то ныне вазовцы получили гораздо больше свободы в создании моделей. А равно и свободы в сотрудничестве с поставщиками, ведь альянс делал ставку на глобальные компании, а без его диктовки можно вновь давать работу российским производителям компонентов.
New Generation 2023 в самом буквальном смысле — другое дело. До кризиса обновленная Vesta отличалась от предшественницы примерно по двумстам позициям. А у антисанкционной машины число изменений как минимум удвоилось — вкупе с подобранными вместо «запрещенки» альтернативными деталями. Выбранных зарубежных партнеров вазовцы предпочитают не называть, опасаясь вторичных санкций. Однако в разговорах с ними о новинке постоянно фигурирует оказавшая помощь «дружественная страна». Несложно догадаться — какая именно.
Воспринимая качество
На мой вопрос о заводском конструкторском потенциале — в каком виде и объеме сохранился? — Груненков отвечает, что традиционно сильной вазовской ценностью остается группа разработчиков кузовов и шасси. Ранее с трудом давались улучшения экстерьера, интерьера и пресловутое воспринимаемое качество. Но после сотрудничества с альянсом АвтоВАЗ использует по этой части методики, полученные у французов. В частности, внедрена система оценки внешности по семидесяти параметрам и салона — по пяти сотням.
Снаружи Vesta приукрашена косметически. Изменились бамперы, облицовка, колесные диски. Всем версиям положены светодиодные фары с ДХО. Рестайлинг аккуратный и удачный, им занимался еще Стив Маттин. Дело отбывшего за рубеж британского дизайнера продолжат российские ученики, в частности лучший из них — руководитель московской студии стиля Николай Суслов. Спрашиваю у Груненкова, станут ли дальше развивать придуманный Маттином Икс-стиль, а директор смеется: «Очень хороший вопрос. Интрига».
В интерьере — прорыв! Словно потрудились люди из телепрограммы про идеальный домашний ремонт. Передняя панель абсолютно новая. Дверные карты — тоже, причем они позволили чуть расширить пространство в плечах сидящих. Много мягкого покрытия, хороши нарядные декоративные вставки и тщательная прострочка. Предложена светло-бежевая отделка. «Дороже» нажимаются кнопки. Воспринимаю неожиданно высокое качество!
Вдобавок машину «переозвучили». Сигналы о включенных указателях поворота и аварийной сигнализации, предупреждения для водителя и отзывы парктроника постарались сделать мелодичнее и благороднее. А когда я поехал, сразу отметил, что Vesta в целом поутихла. «Совершенно верно, — кивает позже Груненков. — Благодаря улучшенному исполнению салона».
Экрано-план
Главное новшество — предложенная для топ-версии продвинутая корейская мультимедийная система с крупным центральным сенсорным экраном. Выглядит не особо элегантно: вроде зафиксированного на креплении планшета. Но пусть. «Vesta стала машиной, с которой интересно общаться», — комментирует Груненков. И это чистая правда.
Расположенный ради удобства вертикально экран — окно в мир интегрированных сервисов «Яндекса». Радостно видеть знакомый классный яндексовский навигатор, показывающий пробки. Можно побеседовать с голосовым помощником Алисой. Можно активировать персональный аккаунт. Можно смотреть HD-видео. Меню понятное, графика чудесная, отклики мгновенные. Интернет-связь предлагается получать с помощью опционного модема-аксессуара или раздавать со смартфона. Со временем возможности мультимедиа будут приумножать.
Вдобавок и приборы у топ-версии — цифровые. Выглядят эффектно, при этом информативные. На выбор виды комбинации, среди которых — картинка навигации во всю панель. Мне же больше понравились традиционные круги с подсветкой стрелок.
Узнаваемая
Гамма силовых агрегатов пока скромная. Под капотом моторы 1.6 — либо 8-клапанный (90 л.с.), либо 16-клапанный (106 л.с.). И пока оба сочетаются только с 5-ступенчатой МКП. В которой, между прочим, прописались китайские синхронизаторы — более эффективная мультиконусная конструкция вместо одноконусной.
Подвеску, по словам Груненкова, оставили в целом прежней, поскольку она изначально хороша — ни убавить, ни прибавить. Однако пружины заменены на российские, детали амортизаторов на китайские, тормозная система с АБС также китайская. Кстати, уже осваивается и российская АБС. Из соображений выгодной заводу унификации тормоза всех версий полностью дисковые.
Я прокатился на 16-клапанной топ-версии. Узнаваемая Vesta. Мотор вяловат до набора 3000 об/мин, зато эластичный — трогаться всегда просто. Коробка переключается четко. Подвеска доблестно отрабатывает типичные дорожные неровности — что мелкие, что существенные. Управляемость всегда убедительная. Автомобиль безусловно нравится. Разве что хочется и двухпедальную модификацию.
Знаешь, все еще будет
«Не все, что мы хотели, удалось запустить сразу. Полноценная Lada Vesta NG появится в начале следующего года», — обещает Груненков.
Чем сегодня занимаются специалисты АвтоВАЗа вокруг модели? Во-первых, сопрягают выбранный китайский вариатор повышенной производительности с мотором 1.8. Кстати, опять интрига — появятся ли исполнения 1.6 с вариатором или 1.8 с МКП, пока не решили. Во-вторых, доводят до ума ESP. В-третьих, собираются привести моторы, вынужденно отвечающие экологическим нормам Евро-2, к нормам Евро-5.
Кроме того, ожидается апгрейд по мелочам. Появятся система бесключевого доступа, линии-подсказки на картинке с камеры заднего вида, центральный подлокотник заднего сиденья, многоуровневый подогрев кресел. А вот не мелочь — с начала следующего года обещают выпустить спортивную версию Lada Vesta Sport 1.8.
Цены готовой на данный момент машины внезапно очень привлекательные. Минимальная — 1 239 900 рублей за 90-сильный седан с упрощенной комплектацией. Lada Vesta сразу выигрывает у прямых китайских конкурентов Kaiyi и BAIC. «Модель проживет на рынке еще как минимум шесть лет, но, конечно, с постоянными улучшениями», — прогнозирует Олег Груненков. В целом же АвтоВАЗ смотрит в будущее вплоть до 2035 года согласно принятой стратегии развития российской автопромышленности. Жизнь продолжается.
Lada Vesta NG седан
|