Петербург получил пятерку в промышленном рейтинге

Город уступил Краснодарскому краю, Башкирии и Москве с областью

Санкт-Петербург занял пятое место в региональном рейтинге развития промышленности — такое же, как и годом ранее. Город опередили Краснодарский край, Башкирия, Москва и Московская область. Эксперты полагают, что у города есть потенциал занять более высокие места в рейтинге.

Особенно пострадал город от ухода после февраля 2022 года зарубежных автопроизводителей: на полтора года отрасль, дававшая заметный прирост в ИПП региона, была остановлена, говорят аналитики

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

На днях в Екатеринбурге проходила ежегодная международная промышленная выставка «Иннопром-2023», организованная Министерством промышленности и торговли РФ. В рамках мероприятия были подведены результаты развития промышленности в регионах в 2022 году и на основе этого был создан рейтинг эффективности органов исполнительной власти. В рейтинге эффективности за 2022 год Петербург конкурировал с Краснодарским краем (четвертое место), Башкирией (третье место), Московской областью (второе место) и Москвой (первое место).

Одним из ключевых показателей рейтинга стал индекс промышленного производства (ИПП). К концу 2022 года ИПП Санкт-Петербурга составил 103,9%, а к концу 2021 года — 107,5%.

Как полагает генеральный директор агентства Infoline Иван Федяков, такой результат не является для Петербурга достижением, так как потенциал города и его промышленности гораздо выше, чем реализуется на данный момент. Поэтому пятое место в рейтинге эффективности является «существенным отставанием».

На данный момент многие производства в Петербурге не соответствуют современным стандартам из-за оборудования, которое не обновляется, но остро нуждается в этом, уверен господин Федяков. Он добавил, что промышленной политике Петербурга также не хватает частных инвестиций, которые по большей части развиваются в Ленинградской области из-за более выгодных условий. Например, из-за сниженных налогов и льгот.

Особенно пострадал город от ухода после февраля 2022 года зарубежных автопроизводителей: на полтора года отрасль, дававшая заметный прирост в ИПП региона, была остановлена, говорят аналитики.

«Российская автомобильная промышленность последний год пребывала в кризисном состоянии, пережив период полной парализации и находясь на этапе экстренной перестройки»,— добавил директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. Это связано с антироссийскими санкциями, которые привели к уходу многих зарубежных автомобильных брендов. Из-за этого основным партнером России в автопроме стал Китай. За 2022 год в РФ было ввезено 162 тыс. китайских автомобилей. За первое полугодие 2023 года — уже 278 тыс.

Сейчас для возобновления эффективности автомобильной промышленности в Петербурге будет задействован бывший завод Nissan, преобразованный в предприятие «Лада Санкт-Петербург». На нем будет запущена конвейерная линия для сборки одноименных автомобилей. Соответствующее заявление сделал руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов.

Также на развитие промышленности в Петербурге влияет работа предприятий, которые более устойчивы к санкциям. Речь идет о Кировском, Ижорских и Ленинградском металлическом заводах. Эти предприятия, в отличие от производств легковых машин, легче переживают санкции и продолжают работу. В совокупности эти факторы способны оказать положительное влияние на эффективную работу автомобильной промышленности Петербурга, если федеральное правительство решит вопрос о наращивании собственной базы поставщиков комплектующих, чтобы автопрому не пришлось страдать из-за ухода зарубежных компаний и разрыва некоторых торговых отношений.

Стоит отметить, что Петербург и в других рейтингах занимает нетоповые позиции. Так, в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, обнародованном на ПМЭФ-2023, город занял шестое место, разделив его с Чечней.

Полина Кузнецова

Вся лента