120 лет назад, 29 июля 1903 года, в состав императорского флота вошел крейсер «Аврора». По одной из версий, холостой выстрел с корабля стал сигналом к началу штурма Зимнего дворца. С тех пор крейсер считается одним из символов Октябрьской революции 1917 года. Корабли, ставшие легендами, — в фотогалерее «Ъ».
В 1460 году в Галисии (Испания) на воду спущено судно «Санта-Мария». Позже оно стало флагманом экспедиции Христофора Колумба, в ходе которой он открыл Америку. «Санта-Мария» разбилась в 1492 году недалеко от Гаити. Обломки судна до сих пор не обнаружены. Реплика «Санта-Марии» стоит в Фуншале (Португалия) и используется как музей
На фото: иллюстрация Эндрю Мелроуза, примерно 1890 год
Фото: Transcendental Graphics / Getty Images
16 сентября 1620 года английское торговое судно «Мейфлауэр» отправилось из Британии к берегам Северной Америки и 21 ноября достигло Плимутской скалы. На борту находилось 102 пассажира. Они основали Плимутскую колонию — одно из первых английских поселений в Северной Америке. Позже «Мейфлауэр» использовался для торговых рейсов между Англией, Францией, Испанией и Норвегией. С 1957 года в Плимутской бухте пришвартована полноразмерная копия «Мейфлауэра», которая используется как музей
На фото: картина Уильяма Халсолла «"Мейфлауэр" в гавани Плимута, штат Массачусетс, 1620 год», 1882 год
Фото: Barney Burstein / Corbis / VCG / Getty Images
Шведский корабль «Васа» получил свое название в честь королевской династии. Его задумывали как флагман и крупнейший корабль национального флота. Но из-за ошибок в конструировании он затонул при первом же выходе из гавани 20 августа 1628 года. Судно смогли поднять со дна спустя 333 года — 24 апреля 1961 года. На острове Юргорден (Стокгольм) специально для «Васа» построен музей. В настоящий момент это единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века
Фото: Anders Wiklund / Scanpix / Reuters
В мае 1765 года в Чатеме (Великобритания) на воду спущен линейный корабль первого ранга королевского флота «Виктори». Широко известен он стал после Трафальгарского сражения. На его борту был смертельно ранен адмирал Горацио Нельсон. После 1812 года корабль не участвовал в боевых действиях. Несмотря на это, в середине 1920-х годов он навечно объявлен флагманским кораблем командующего британскими ВМС. С 1922 года «Виктори» находится на вечной стоянке в Портсмунде, где превращен в музей
Фото: The Print Collector / Print Collector / Getty Images
Фрегат «Конститьюшн» спущен на воду на воду 21 октября 1797 года. Прозвище «Железнобокий старина» корабль получил в ходе Англо-американской войны 1812-1814 годов. По легенде, вражеские ядра отскакивали от его бортов несмотря на то, что сделаны они из дерева — виргинского дуба. В 1900 году Конгресс США решил сохранить «Конститьюшн» в качестве музейного корабля. В последний раз «Конститьюшн» выходил в море в октябре 1997 года — в честь 200-летия его постройки. Сейчас судно находится в гавани Бостона
Фото: David L Ryan / The Boston Globe / Getty Images
«Катти Сарк» спущен на воду 23 ноября 1869 года в Дамбартоне (Шотландия). Он считается единственным сохранившимся в мире чайным клипером. Подобные суда использовались для доставки колониальных товаров в Европу. «Катти Сарк» возил чай из Китая в Лондон. В 1954 году судно поставлено на вечный прикол в Гринвиче и используется как музей. В мае 2007 года крупный пожар чуть не уничтожил «Катти Сарк». Реставрация заняла пять лет. Музей вновь открылся для посетителей в апреле 2012 года
Фото: Alastair Grant / AP
Броненосец «Микаса» спущен на воду 8 ноября 1900 года в Плимуте (Великобритания). Он строился по заказу Японии и назван в честь горы Микаса. Во время Русско-японской войны «Микаса» считался флагманом вице-адмирала Того Хейхатиро, в том числе в ходе битвы при Порт-Артуре и Цусимском сражении. В 1905 году он затонул из-за пожара и взрыва магазина. В результате происшествия погиб 251 член экипажа. Позже броненосец подняли и передали в распоряжение береговой охраны. С 1961 года находится на приколе в порту Йокосука и используется как музей
Фото: AP
В ходе Русско-японской войны, 9 февраля 1904 года, крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в бой с четырнадцатью японскими кораблями. Сражение шло около часа. За это время «Варяг» выпустил 1105 снарядов, потопил миноносец и серьезно повредил два крейсера. Сам «Варяг» получил пять подводных пробоин. Несмотря на серьезные повреждения, экипаж крейсера «Варяг» не сдался врагам и сам затопил корабль. После завершения войны японцы создали музей памяти героев «Варяга» в Сеуле. Также они подняли со дна сам крейсер и ввели его в состав императорского флота под именем «Соя». В память о прошлом японцы сохранили на корме надпись «Варяг»
Фото: ТАСС
31 мая 1911 года в Белфасте (Великобритания) на воду спущен крупнейший пассажирский пароход начала XX века — «Титаник». 10 апреля 1912 года судно отправилось в свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, а спустя пять дней затонуло после столкновения с айсбергом. В этой катастрофе погибли не менее 1496 человек. Останки корабля нашли 1 сентября 1985 года. Спустя 100 лет после крушения лайнера они признаны ЮНЕСКО объектом культурного наследия
Фото: Willy Stower / ullstein bild / Getty Images
Линкор «Бисмарк», спущенный на воду 14 февраля 1939 года, считался одним из самых крупных кораблей немецкого флота. 24 мая 1941 года во время сражении в Датском проливе он потопил британский линейный крейсер «Худ». После этого английские ВМС три дня охотились на «Бисмарк» и в итоге потопили корабль. Обломки линкора обнаружены 8 июня 1989 года в 960 км от побережья Франции. С тех пор их исследовали несколько экспедиций
Фото: Apic / Getty Images