Чего ждать бизнесу в торговых центрах

Есть ли у молодого бизнеса шанс найти клиентов в ТЦ и правда ли время моллов закончилось

Внутрироссийский рынок электронной торговли растет каждый месяц и отбирает посетителей у торговых центров. Исследовательское агентство Data Insight подсчитало, что темпы роста онлайн-продаж по итогам 2022 года достигли 65%.

Одновременно с развитием интернет-торговли положение ТЦ подкосил уход иностранных брендов. Некоторые моллы опустели наполовину, доходы от продаж арендаторов снизились. В таких условиях российский бизнес сомневается, стоит ли занимать опустевшие места и открывать новые точки в торговых центрах.

Согласно исследованию Центра социальных исследований и технологических инноваций (СИТИ), россияне все же продолжат совершать покупки в ТЦ, несмотря на уход зарубежных брендов. Большинство опрощенных хотели бы, чтобы пустующие площади использовались для российских брендов и иностранной продукции дружественных государств. Не исключено, что это помогло бы вернуть посетителей в торговые центры.

«ТЦ стали намного гибче, условия предлагаются разные, но там, где мы открываемся,— самые лояльные и, конечно, намного лучше тех, что предлагались до 2022 года», — рассказал президент Magic Group и создатель универмагов российских дизайнеров Slava Александр Перемятов.

По данным CORE.XP, всего 24,72% зарубежных ретейлеров приостановили работу на российском рынке после 24 февраля. 57,14% иностранных игроков продолжили работу в прежнем формате, а 8,13% поменяли название, логотип или ассортимент.

Одновременно с этим предприниматели стали обращать внимание на различные неторговые услуги. Опрос СИТИ показал, что 47% россиян будут чаще посещать ТЦ, если на освободившихся пространствах появятся полезные организации.

Партнер Data Insight Федор Верин отметил несколько тенденций, на которые надо обратить внимание. Во-первых, рост популярности фитнес-клубов и спортивных залов, так как здоровый образ в тренде в крупных городах. Во-вторых, востребованность продуктов питания и ресторанов.

«Кроме того, франшизы в сфере красоты и здоровья, детских товаров и услуг пользуются большим спросом в ТЦ. Например, можно рассмотреть возможность открытия детского клуба, пункта выдачи заказов или коворкинга, — говорит Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG, организующей выставки по франчайзингу. — Также наблюдается интерес к концепциям по организации семейного досуга, от тематических мастерских до VR-клубов. Сейчас потребителю нужны уникальные товары». Ближайшая выставка по франчайзингу пройдет 26–28 сентября в московском «Экспоцентре». На ежегодном форуме Buybrand Expo бизнес представит новые франшизы в неочевидных нишах и необычные форматы бизнеса.

ООО «И.эМ.Ти.Джи»

Вся лента