Доступ в небо
Интеграцию БАС в воздушное пространство и подготовку кадров для отрасли обсудили на новосибирском интенсиве «Архипелаг-2023»
Для интеграции беспилотных летательных аппаратов в единое воздушное пространство требуется единая цифровая среда. Задаче ее развития был посвящен ряд мероприятий проектно-образовательного интенсива «Архипелаг-2023», проходившего с 28 июля по 7 августа в Новосибирске. Проекты создания научно-производственных центров в регионах, типовых ситуационных центров мониторинга полетов беспилотников и работы с кадрами в сфере беспилотной авиации — лишь часть вопросов, которые руководители специализирующихся на беспилотных авиационных системах (БАС) компаний, центров по развитию отрасли и образовательных платформ обсудили на интенсиве.
До недавнего времени отрасль беспилотной авиации в России была представлена разрозненными производителями, а значительная часть комплектующих завозилась из-за рубежа. Наступившие санкции повлияли на производителей двояко: с одной стороны, логистика стала сложнее и дороже, что отразилось на конечной стоимости продукта и в целом на предложении беспилотных аппаратов рынку. С другой стороны, усиление санкционного давления привело к небывалому вниманию к отрасли государства, инициировавшего подготовку Национального проекта по развитию БАС. В него входит пять федеральных проектов, посвященных развитию производства, стимулированию спроса, созданию инфраструктуры, подготовке кадров и поддержке перспективных разработок. В рамках проектов планируется создание федеральной сети научно-производственных центров, работающих по принципу «одного окна» — на их территории будут располагаться центры коллективного пользования, лаборатории и конструкторские бюро, испытательные полигоны и центры сертификации.
По самым консервативным оценкам, в ближайшем будущем инвестиции в отрасль составят порядка 660 млрд руб., по более реалистичным — до 1 трлн руб. Ожидается, что Национальный проект по БАС будет утвержден до 1 сентября текущего года — сейчас идет активное обсуждение его составляющих. Кроме того, в конце июня правительство утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2035 года.
На ускоренное развитие отрасли беспилотных авиационных систем направлены и экспериментальные правовые режимы (ЭПР), уже введенные в ряде регионов. ЭПР позволяет в тестовом порядке использовать на территории региона беспилотные аппараты массой свыше 30 кг, выполняющие задачи в сельском и лесном хозяйстве, логистике и энергетическом секторе.
Вопросов и задач в новой отрасли множество. Правовое регулирование, сертификация, предполетные испытания, производство и импортозамещение компонентов — лишь часть из них. Ответы на актуальные вызовы искали участники проектно-образовательного интенсива «Архипелаг-2023», проходившего в Новосибирске с 28 июля по 7 августа. Организаторы интенсива — Платформа Национальной технологической инициативы (НТИ), правительство Новосибирской области, Агентство стратегических инициатив, Фонд поддержки проектов НТИ и Университет 2035.
В течение десяти дней на шести площадках интенсива работали более 4,3 тыс. человек из 80 регионов. Одним из главных треков мероприятия стал профессиональный форум беспилотных авиационных систем, участие в котором приняли более 2 тыс. человек: разработчики, производители дронов, цифровых решений, эксплуатанты и заказчики услуг, специалисты из университетов и научных организаций, представители регионов, подведомственных организаций и региональных институтов развития. Эксперты обсуждали зоны ближайшего развития отрасли, среди которых внедрение унифицированных платформ БАС, наземной (спутниковой) инфраструктуры наблюдения и контроля, связи и как итог — переход к автономности.
Имя им — легион
Привычная авиационно-транспортная система, представляющая собой совокупность совместно действующих авиационных и технических средств: летательных аппаратов, средств навигации и связи, обслуживания и обеспечения полетов, сегодня стоит на пороге перезагрузки: появление новых участников воздушного движения — дронов и игроков из частной космонавтики — фактически сводит на нет все правила, доселе существовавшие в ней. Из-за того что авиация становится беспилотной, число пользователей воздушного пространства увеличивается не просто в разы, а на порядки. «Существующие системы управления воздушным движением заточены под тысячи летательных аппаратов, но не под десятки тысяч — а по прогнозам, эти десятки тысяч смогут единовременно летать в одной точке уже к 2030 году», говорит основатель и генеральный директор компании M-Industries Михаил Липатов. Поэтому лейтмотивом «Архипелага» стали доступ участников отрасли в «цифровое» небо и безопасная интеграция беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство.
В целом все мировые центры, разрабатывающие сегодня стандарты и нормативные базы беспилотия как основу для дальнейшего распространения и легализации применения дронов, сталкиваются с тремя вызовами. Первый из них — это интеграция дронов в небо: нужно сделать так, чтобы беспилотники летали совместно с пилотируемой авиацией. Дополнительную сложность создает то, что технологии и требования к безопасности полета для крупных дронов, к примеру беспилотника Airbus, летающего вместе с воздушными судами гражданской авиации, и дронов, эксплуатируемых на низких высотах, сильно разнятся, и системы предупреждения конфликтов в воздухе должны отличаться для разных типов БПЛА.
Вторым вызовом является организация автономных операций: человек должен все дальше уходить от контура управления как летательным аппаратом, так и в целом воздушным движением, чтобы дроны в конце концов начали летать самостоятельно. «Один диспетчер физически не способен обработать движение тысяч дронов — выходом станет использование автоматизированных систем, искусственного интеллекта и моделирование поведения систем, состоящих из множества объектов в различных ситуациях и при взаимодействии друг с другом. Это решаемая задача, по итогу которой мы придем к созданию суперсистем, которые в том числе будут моделировать сами себя»,— прогнозирует Михаил Липатов.
Третьим, самым сложным вызовом является перевозка людей: риски при этом типе операций наиболее высоки.
Платформа в помощь
В российском авиационном законодательстве место дронам уже определено, но вопрос скорости доступа к воздушному пространству пока остается открытым. Кроме того, обычному пользователю непросто разобраться в ворохе нормативных актов, а особенности регионального законодательства с вводом запретов на полеты усложняют эту задачу.
В реальных условиях интегрировать БАС в городское пространство пользователям дронов помогают цифровые платформы — сервисы «Флай Дрон», а также разработанный в НИЦ «Аэроскрипт» «Небосвод». Предпосылкой для их появления стало увеличение количества дронов: при осуществлении тысяч операций из одного логистического центра важно обеспечивать отсутствие столкновений дронов друг с другом и судами пилотируемой авиации. Для этого разработчики платформ оцифровали структуру воздушного пространства, обработав все, что было возможно: метеорологическую информацию, границы населенных пунктов, аэродромы, вертодромы, пограничные и запретные зоны и другие данные, позволяющие понять, должен ли пользователь получать разрешение на полет дрона от провайдера аэронавигационных услуг, Госкорпорации по ОрВД (и «Флай Дрон», и «Небосвод» взаимодействуют со всеми региональными центрами ОрВД на территории страны). Беспилотники подключаются к цифровой платформе через систему протоколов, сервис видит, где находится оператор и сам аппарат, анализирует данные о его фактическом маршруте и загружает актуальную информацию об ограничениях воздушного пространства. Получившаяся «цифровая диспетчерская» предотвращает столкновения дронов в небе, одновременно защищая каналы связи.
Ситуационно и безопасно
В период спецоперации требования к отрасли БАС в плане безопасности ужесточились: к августу запрет на использование беспилотников ввели уже 60 регионов. Цель бизнеса — сделать так, чтобы поручение президента РФ о развитии отрасли и требуемый уровень безопасности не конфликтовали между собой. Бизнес полагает, что с развитием беспилотия, необходимостью поддерживать требуемый уровень безопасности и упрощения взаимодействия пользователей и разрешительных органов в регионах должны появляться ситуационные центры, осуществляющие мониторинг полетов дронов.
Вопросы по созданию таких ситуационных центров участники «Архипелага» прорабатывали на отдельных сессиях. Сформированный ими проект типового центра представляет собой структуру, которая занимается учетом региональных и муниципальных согласований полетов и авиационных работ через цифровую платформу в режиме «единого окна», информирует о зонах полетов, проводит мониторинг полетов дронов (предполагается, что он будет оптимален для регионов с высокой интенсивностью движения дронов), учет и аналитику авиационных работ.
Помимо этого типовой ситуационный центр ведет региональную информационную базу БАС, учет средств мониторинга и подавления беспилотных авиасистем, а также, оценивая легальность полета дронов по принципу «свой-чужой», передает данные заинтересованным организациям, ситуационным центрам других регионов и правоохранителям по угрозам безопасности и пресечения незаконных полетов.
По мнению участников, для создания подобных ситуационных центров в регионах необходимо выработать и принять ряд документов: нормативно-правовые акты, определяющие полномочия субъектов РФ в сфере беспилотия, федеральные и региональные программы, по которым будут работать ситуационные центры, унифицированные регламенты для их межведомственного взаимодействия с ФОИВ, а также программы кадрового обеспечения.
Кадровый запрос
Для развития новой отрасли, обеспечивающей стране технологический суверенитет, требуются квалифицированные кадры — их подготовка также активно обсуждалась на «Архипелаге». В рамках профессионального форума БАС проходил конвент наставников и экспертов по реализации федерального проекта «Кадры для БАС» в части работы с молодежью, он объединил представителей органов исполнительной власти, разработчиков образовательных продуктов, преподавателей и наставников общего, дополнительного и профессионального образования.
Кадры для цифровой экономики на протяжении пяти лет готовит Университет 2035 — он выступает оператором национальных проектов и отбирает на рынке дополнительного образования лучшие организации и программы. В соответствии с государственной политикой образования участие в новой отрасли должно затрагивать все уровни развития человека, начинаясь со школьной скамьи и продолжаясь при обучении в вузах и на программах дополнительного профессионального образования. В частности, комплекс мер национальной программы «Цифровая экономика» включает проект «Код будущего» для школьников 8–11-х классов, «Цифровые кафедры» для студентов вузов, «Цифровые профессии» для аудитории 16 лет и старше, дополнительное профессиональное образование в области искусственного интеллекта и ряд других проектов.
По мнению участников интенсива, человек, приходящий работать в отрасль беспилотия, должен уметь работать с большими данными, владеть английским языком и обладать навыками программирования. А итоговый набор его квалификаций будет зависеть от выбранной профессии: в число наиболее перспективных сегодня входят аналитик данных, архитектор облачных решений, инженер дополненной реальности, инженер-робототехник, дизайнер интерфейсов, эксперт по кибербезопасности. «И, конечно, отрасли нужны творцы — люди, способные реализовать большое число замыслов с опорой на технологии»,— добавляет ректор Университета 2035 Вадим Медведев.