Чем опасны распространенные мифы о франшизах

Не все предприниматели относятся к франчайзингу с достаточной серьезностью, рассчитывая вместе с бизнес-стратегией приобрести секрет успеха. Преградой на пути к развитию бизнеса также становятся мифы о франчайзинге, укоренившиеся в деловой среде и подчас далекие от реальности.

Миф 1. Франшиза избавляет от забот

Покупка франшизы на первый взгляд кажется способом получить готовый бизнес, не требующий усилий. Предприниматель получает подробные инструкции, готовые исследования аудитории, разработанный дизайн. Из-за этого кажется, что бизнес будет работать сам по себе.

На деле такой подход ведет к убыткам. В действительности покупка франшизы требует от предпринимателя полноценной работы: построения бизнес-плана, анализа конкурентов, поиска нестандартных решений для рутинных задач. Сильный бренд помогает, но не избавляет от работы.

Миф 2. Популярная франшиза обречена на успех в любом регионе

Выбирая франшизу, предприниматели нередко ориентируются на громкое имя бренда и позитивный опыт франчайзи из других регионов. Однако множество торговых точек или офисов в одном городе вовсе не гарантирует, что франшиза будет столь же успешной в другом.

Чтобы оценить перспективы бизнеса в конкретном регионе, предприниматели изучают местный рынок, его особенности и потребности. Малоизвестная франшиза, предлагающая услугу, которой в городе не хватает, потенциально будет успешнее растиражированного в других регионах бренда.

Миф 3. Все договоры франшиз стандартные, вникать необязательно

Неопытным предпринимателям легко поверить в миф, что договоры покупки франшизы — типовые и почти идентичные. Идея о том, что десятки и сотни партнеров из других регионов уже подписали такой же документ, подталкивает подписать договор практически не глядя.

Между тем соглашение может скрывать в себе невыгодные условия, которые придется соблюдать годами. Во избежание рисков стоит внимательно читать и показывать юристам даже те договоры, которые кажутся стандартными и не таящими в себе неожиданных условий.

Миф 4. Опыт других предпринимателей значения не имеет

Желание самостоятельно добиться успеха нередко вредит начинающим франчайзи. По мнению Екатерины Сойак, генерального директора компании EMTG, организующей выставки по франчайзингу, именно общение с другими партнерами помогает предпринимателям стать успешнее.

«Потенциальному покупателю франшизы очень важно выстроить общение с действующими франчайзи до момента покупки — это позволит ему получить объективную информацию о работе с франчайзером. Более того, идеально, чтобы франчайзи запрашивал весь список партнеров франчайзера и самостоятельно выбирал респондентов, исходя из своих критериев — региона, опыта работы и так далее. Поскольку обычно франчайзеры выдают список согласованных франчайзи или так называемых отличников, которые составляют маленькую долю»,— объяснила эксперт.

Опыт франчайзи из разных сегментов с разными объемами инвестиций будут обсуждать в сентябре на ежегодном форуме Buybrand Expo в московском «Экспоцентре» 26–28 сентября. Здесь презентуют новые франшизы, познакомят с необычными форматами бизнеса и дадут платформу для общения с франчайзи из разных регионов.

ООО «И.эМ.Ти.Джи».

Вся лента