Идет земля дроном
Аграрные беспилотники выведут из-под запретов
Как стало известно “Ъ”, Минэкономики нашло способ разрешить использование сельскохозяйственных беспилотников в условиях запрета на полеты, введенного на большей части страны. К сентябрю в 12 регионах может быть запущен экспериментально-правовой режим (ЭПР), в котором смогут работать 25 эксплуатантов. Сейчас в министерстве рассматривают заявки на запуск ЭПР по доставке грузов и мониторингу еще в 19 регионах. Некоторые собеседники “Ъ” полагают, что ЭПР может стать единственной возможностью использовать дроны в случае продления запретов, поэтому такие режимы следует ускоренно расширять. Другие не считают этот подход панацеей.
Как стало известно “Ъ”, Минэкономики предлагает исключить только беспилотники для сельского хозяйства из режимов запрета на полеты, введенных в большинстве регионов. Как уточнил “Ъ” директор департамента развития цифровой экономики министерства Владимир Волошин, для этого предлагается ввести экспериментально-правовой режим (ЭПР) «Консорциума БАС» (создан «Почтой России» и «Сколково капиталом»).
ЭПР будет действовать в 12 регионах — Саратовской, Волгоградской, Нижегородской, Новосибирской, Ульяновской, Тамбовской, Астраханской, Воронежской, Липецкой областях, Ставропольском, Алтайском краях и Татарстане. К проекту могут присоединиться и другие регионы, но не те, что находятся в приграничной зоне, добавил господин Волошин. Изначально в ЭПР предполагалось участие Белгородской области.
Запреты на полеты беспилотников появились с октября 2022 года, они действуют в 60 регионах. С 1 марта 2024 года вступит в силу постановление правительства, которое разрешает запуск беспилотников до 30 кг над населенными пунктами, а также упрощает порядок согласований работ для эксплуатантов сельхоздронов.
Если регионы не отменят запреты, полеты будут разрешены только в рамках ЭПР.
На сегодня в РФ уже действует три «беспилотных» ЭПР в шести регионах: это Башкирия, Томская область, Камчатский край, Чукотский АО, ЯНАО и ХМАО.
Участники ЭПР смогут выполнять работы, просто подавая план полета в заявительном порядке. В феврале в «Консорциуме БАС» сообщали, что полетами в рамках ЭПР займутся «Агримакс. Аэро», «БВС-агро» и «Индустриальные дроны». На сегодня заявки подали уже около 25 эксплуатантов «в том числе и с отечественными тяжелыми БАС», уточнил близкий к консорциуму источник “Ъ”, не уточняя компаний.
Сейчас в сельском хозяйстве применяется почти исключительно китайская техника — до 1 тыс. беспилотников массой более 30 кг (см. “Ъ” от 31 июля). При этом, как поясняли в Российском зерновом союзе, в этом сезоне дроны из-за запретов массово использовались только в мониторинге для обследования полей. Разрешения на работу агродронов (а также для перевозок грузов и тушения пожаров) в рамках ЭПР действовали только в Башкирии. При этом в некоторых регионах «вылеты в ситуациях крайней необходимости» согласовывались как полеты экспериментальной авиации (ЭА), уточняют источники “Ъ”.
Согласно Воздушному кодексу, к ЭА относится авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ и испытаний техники. В Минпромторге “Ъ” подчеркнули, что такая авиация не может выполнять авиационно-химические работы в коммерческих целях, но может перевозить грузы и служебных пассажиров, использоваться для пожаротушения, дежурства авиационных сил и средств поиска и спасания. В Минтрансе, Росавиации и НТИ “Ъ” не ответили.
Решением проблемы запретов «теневой уход в ЭА» быть не может, подтверждают собеседники “Ъ”.
Попытка согласовать таким образом полеты не только нелегальна, но «сложна и бесперспективна для бизнеса», отмечает гендиректор «Агримакс.Аэро» Максим Чижов. В компании надеются на послабления, которые должны вступить в силу с 1 марта 2024 года, «чтобы при полетах для сельхозопераций не приходилось согласовывать работы с зональным центром ОрВД». Тогда, считает Максим Чижов, «можно будет сразу уничтожать саранчу, а не ждать днями, пока она пожрет не только требующее обработки поле, но и соседние, как сейчас в Астраханской области».
Но, если регионы продлят запреты, эти послабления не заработают, и некоторые участники рынка полагают, что выходом может стать только «повсеместное установление ЭПР везде, где это возможно». Как уточнили “Ъ” в Минэкономики, сейчас в работе еще восемь заявок на ЭПР в 19 регионах, в том числе в Москве (только Зеленоград) и Петербурге. В рамках ЭПР предполагается перевозка грузов, обработка полей, мониторинг лесов и тушение лесных пожаров, а также «технологические испытания».
Часть собеседников “Ъ” сомневается, что ЭПР будут установлены в большинстве регионов. Источник “Ъ” в экспертном сообществе видит два риска ЭПР: недопуск «неугодных» эксплуатантов к работам и не единообразный контроль, что может «бросить тень на всю отрасль при первом же ЧП». ЭПР — это «не решение проблемы регулирования отрасли, а ее костыли», добавляет председатель правления МалАП Сергей Детенышев. Ключевой целью ЭПР, напоминает он, заявлялась отработка новых правовых моделей и единых стандартов для эксплуатации дронов в общем воздушном пространстве, снятие административных барьеров. Пока же, по его мнению, проводимые эксперименты не способствуют созданию единых стандартов.