Как распознать недобросовестного франчайзера

На рынке немало франшиз, способных не только разочаровать, но и загнать в долговую яму. Некоторые компании и вовсе притворяются франчайзерами, а на самом деле продают «пустышки».

Рассчитывая на молниеносный успех и прибыль, начинающие предприниматели нередко попадают в ловушку мошенников или недобросовестных франчайзеров. При этом компании, зарабатывающие на обмане, зачастую пользуются идентичными приемами и легко себя выдают по характерным признакам.

Признак 1. Предложение «волшебной схемы»

Распространенный в России вариант бизнеса, который ошибочно считают франшизой,— так называемые наливайки. Магазин с лицензией на продажу алкоголя оказывает услуги общепита, которым на самом деле не является. Владельцы такого бизнеса предлагают гарантированно успешную «волшебную схему», которая позволит выйти на высокодоходный рынок и продавать алкоголь круглосуточно. Однако быстрая прибыль при таком сценарии обернется проблемами с законом и потерей репутации.

Признак 2. Обещание пассивного дохода

За предложением купить франшизу может скрываться вендинговый бизнес. Раскрыть этот обман легко, достаточно внимательно вчитаться в объявление. Если предпринимателю обещают пассивный доход, речь точно идет не о франшизе. Кроме того, вендинг предполагает только покупку аппарата и его техническое обслуживание. Франшиза содержит в себе значительно больше: сопровождение бизнеса, снабжение товарами или ингредиентами, готовый фирменный стиль, брендбук, а в некоторых случаях и помощь с наймом персонала.

Признак 3. Продажа на любых условиях

Элемент поведения франчайзера, который должен насторожить,— чрезмерное желание продать право на использование бренда без вопросов. Успех франчайзера зависит от доходности каждой точки, поэтому владельцы компаний обычно очень внимательно выбирают партнеров. Они задают предпринимателям много вопросов, выясняют уровень подготовки к ведению бизнеса. Если же человек, назвавший себя франчайзером, лишь обещает огромную прибыль и мало интересуется потенциальным партнером, за предложением с большой вероятностью скрывается обман.

Признак 4. Излишняя скрытность

Если франчайзер отказывается от встречи и почти не раскрывает деталей будущей сделки, от работы с ним лучше отказаться. Еще один показательный элемент скрытности — отказ предоставить контакты других франчайзи.

«Выбирая франшизу, стоит быть осторожнее и остерегаться обманщиков, которых на рынке немало. Разумно перед покупкой изучить рейтинг франшиз и поискать там предложенный бизнес. Рейтинги позволяют убедиться в добросовестности будущего партнера. Кроме того, в профессиональном сообществе для франчайзеров и франчайзи постоянно проходят мероприятия, где франчайзеры рассказывают о своей работе. Но даже простая внимательность к условиям договора позволит предпринимателю распознать недобросовестную компанию и вовремя отказаться от сотрудничества с ней»,— пояснила Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG, организующей выставки по франчайзингу. Ближайшая франчайзинг-выставка пройдет 26–28 сентября в московском «Экспоцентре». На ежегодном форуме Buybrand Expo предприниматели, которые задумываются о покупке франшизы, смогут лично познакомиться с коллегами, увидеть презентации новых франшиз и опробовать необычные форматы бизнеса.

ООО «И.эМ.Ти.Джи».

Вся лента