Дорожные проблемы решают сообща
Как взаимодействие Госавтоинспекции с другими ведомствами улучшает жизнь участников дорожного движения
Снизить аварийность на дорогах невозможно усилиями какого-то одного органа власти или министерства. Самые эффективные и комплексные решения вырабатываются в рамках межведомственного взаимодействия Госавтоинспекции с Минтрансом, Росавтодором, Минпросвещения, Минцифры и Минздравом. Это позволяет строить безопасные трассы, прививать детям навыки безопасного поведения на дорогах, следить за здоровьем водителей и исключать из движения его опасных участников.
Разработка новых ПДД и ремонт дорог
Значительная часть взаимодействия Госавтоинспекции и Минтранса заключается в совершенствовании нормативного регулирования сферы безопасности дорожного движения.
Один из последних примеров — изменения в ПДД, вступившие в силу 1 марта. Введено понятие средств индивидуальной мобильности, а также множество важных уточнений в части применения знаков, разметки и светофоров. Формально авторство поправок, принятых Правительством РФ, принадлежит Минтрансу, однако писались они при непосредственном участии Госавтоинспекции МВД России и Научного центра безопасности дорожного движения МВД России. Данная работа осуществляется на постоянной основе. Результатом солидарных усилий двух органов власти стали правила технического осмотра автомобилей, требования к операторам техосмотра и другие документы в этой области, разработанные в период с 2020 по 2022 год.
Совершенствование законодательной базы — важная часть обеспечения безопасности дорожного движения, при этом нельзя забывать и про инфраструктурную составляющую этого процесса. Тем более что с 2019 года на территории России реализуется нацпроект «Безопасные качественные дороги» (БКД), в рамках которого ежегодно ремонтируются и строятся тысячи километров автодорог. Все это происходит также при участии и в какой-то мере под надзором Госавтоинспекции. «Решение вопросов обеспечения безопасности движения невозможно без межведомственного взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти,— рассказали в Росавтодоре.— Мы находимся в постоянном контакте с ГУОБДД МВД России».
Представители Госавтоинспекции и Росавтодора взаимодействуют на площадках совместных заседаний коллегий, конференций, совещаний и рабочих встреч. Недавний пример — прошедшая в июле конференция Росавтодора по обсуждению содержания опорной сети и развитию дорожного сервиса, где выступал заместитель начальника российской Госавтоинспекции генерал-майор полиции Олег Понарьин, озвучивший ряд важных предложений по снижению аварийности. Он участвовал и в совместном с Росавтодором осмотре участков автодорог М-7 «Волга» и Р-132 «Золотое кольцо», состоявшемся также в июле.
Плотная работа ведется также на уровне регионов: подведомственные Росавтодору ФКУ прорабатывают поступающие от территориальных органов Госавтоинспекции предложения по повышению безопасности дорожного движения и ликвидации очагов аварийности, совместно обсуждают планы дорожных работ, идеи по оптимизации движения, определяют места размещения систем фотовидеофиксации нарушений ПДД. Представители Госавтоинспекции являются постоянными членами региональных комиссий по безопасности дорожного движения. Разрабатываемые проекты организации дорожного движения с Госавтоинспекцией, напомним, не согласовываются, тем не менее Росавтодор поручил всем подведомственным ФКУ направлять проекты в территориальные подразделения Госавтоинспекции для получения экспертной оценки и устранения замечаний. Госкомпания «Автодор» в части проектирования и строительства новых дорог, введения временных схем организации движения также обращается за помощью в ГУОБДД МВД России.
Особое внимание уделяется взаимодействию региональных проектных офисов с Госавтоинспекцией при реализации мероприятий национального проекта БКД, отметили в Росавтодоре. Сотрудники Госавтоинспекции выезжают на дорожные объекты нацпроекта в составе приемочных комиссий. В июне, к примеру, автоинспекторы участвовали в приемке работ по ремонту одной из улиц в Ярославле, в марте в Волгограде — устанавливали новые комплексы фотовидеофиксации.
Оказание первой помощи и электронные медсправки
Сокращение смертности на дорогах зависит от скорости оказания первой помощи при ДТП. При участии территориальных органов Госавтоинспекции составляются маршруты, по которым раненных в ДТП отвозят в ближайшие больницы. В 2022 году усилиями сотрудников ГУОБДД МВД России, Научного центра безопасности дорожного движения МВД России и Минздрава России был выпущен «Атлас первой помощи» — учебное пособие для сотрудников дорожно-патрульной службы по оказанию первой помощи в ДТП. Документ наглядно, с цветными схемами рассказывает сотрудникам, как проводить сердечно-легочную реанимацию, останавливать кровотечение, работать с травмами головы, накладывать повязки, оказывать психологическую поддержку и т. д.
Другой пример взаимодействия — выявление нетрезвых водителей. По действующим правилам, напомним, автоинспекторы при выявлении признаков опьянения освидетельствуют водителей самостоятельно с помощью алкометра, а затем при необходимости направляют водителей в медучреждения на медицинское освидетельствование. Территориальные подразделения Госавтоинспекции и Минздрава проводят совместные рейды, позволяющие провести полный цикл освидетельствований, оперативно исключив представляющих опасность водителей из участия в дорожном движении.
В будущем взаимодействие расширится. В Госдуме находится совместно разработанный законопроект по организации обмена данными между медицинскими организациями и подразделениями Госавтоинспекции, чтобы оперативно получать сведения о всех противопоказаниях и ограничениях к вождению у конкретного водителя и иметь возможность ограничивать действие его удостоверения. Все заключения, выдаваемые «водительскими» медкомиссиями, станут электронными и будут передаваться в единый реестр, доступ к которому получит МВД России. Бумажные справки станут попросту не нужны.
Также в Госдуму внесен законопроект о возможности привлекать к ответственности граждан, употребивших лекарственные препараты, ухудшающие внимание и реакцию. Некоторые водители, к сожалению, этим злоупотребляют, проблема обсуждается не первый год, Конституционный суд признал, что КоАП РФ не позволяет наказывать таких нарушителей, нужны поправки в кодекс, которые уже подготовлены юристами Госавтоинспекции МВД России и находятся на рассмотрении Госдумы, Минздрав будет готовить новые правила медосвидетельствования водителей со списком запрещенных веществ и технологией их выявления. Это тоже пример совместной работы.
ЮИД и повышение квалификации педагогов
Один из самых известных совместных проектов Госавтоинспекции и Минпросвещения — отряды юных инспекторов движения (ЮИД), которым в этом году исполнилось 50 лет. Объединения активных школьников изучают правила безопасного поведения на дороге и пропагандируют соблюдение ПДД другими учащимися и даже взрослыми. В 2023 году отряды ЮИД вошли в общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых».
Госавтоинспекция совместно с Минпросвещения проводят большое количество различных мероприятий в рамках ЮИД. В сентябре во всероссийском детском центре (ВДЦ) «Океан» пройдет традиционный всероссийский слет-конкурс ЮИД, в ноябре в ВДЦ «Смена» пройдет межгосударственный слет движения. Как рассказали в Минпросвещения, самые активные представители ЮИД могут провести три недели в кругу единомышленников в ВДЦ «Орленок» (Краснодарский край) и «Океан» (Приморский край), участвуя во всероссийских профильных сменах по безопасности дорожного движения. «Польза сотрудничества Госавтоинспекции и всероссийских детских центров неоценима — подросткам, выбирающим будущую профессию, полезно изучить деятельность тех, чья работа связана с обеспечением безопасности дорожного движения: сотрудников Госавтоинспекции, журналистов, медицинских работников, дорожных инженеров»,— рассказали в Минпросвещения.
В рамках совместной деятельности также обучаются педагоги, профессиональная компетенция которых включает преподавание детям правил безопасности дорожного движения. В 2022 году курсы повышения квалификации прошли более 30 тыс. работников: от воспитателей детских садов до педагогов профессиональных организаций. В августе этого года начал работу Всероссийский педагогический фестиваль межпредметных проектов по безопасности дорожного движения и Всероссийский конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах».
В 2023 году совместно с МВД России был разработан ежегодный план мероприятий по вопросам развития в субъектах страны системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В соответствии с этим документом выстраивается совместная деятельность Госавтоинспекции и образовательных организаций по обучению детей безопасному поведению на дороге. «Темы безопасности движения интегрируются в различные образовательные предметы: физику, математику, информатику, географию, физкультуру, а также для этой цели используются возможности классных часов и различных внеклассных занятий»,— рассказали в Минпросвещения. Ведомство планирует продолжать совместную с МВД России деятельность по совершенствованию системы обучения ПДД в образовательных организациях и привлечению несовершеннолетних в отряды ЮИД.
Водительские сервисы и «Госуслуги.Авто»
Большое количество разнообразных водительских сервисов, появившихся за последние годы — это результат постоянного и плотного взаимодействие Госавтоинспекции с Минцифры России.
Любой автомобилист, зарегистрировавшись на портале госуслуг, сегодня может проверить на компьютере или на мобильном телефоне штрафы, пробить транспортное средство на предмет угонов, залога в банке, различных ограничений. Через портал госуслуг также можно подать заявление о регистрации или снятии с учета автомобиля, получении или обмене водительского удостоверения. Госавтоинспекция для данных сервисов предоставляет свои информационные системы, Минцифры — инфраструктуру единого портала государственных услуг.
«Минцифры и МВД России ведут совместную работу над развитием целого ряда электронных сервисов, в числе которых выписка из реестра транспортных средств, онлайн-проверка водительских прав и документов на автомобиль, обжалование автоштрафов»,— сообщили в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Популярное у автомобилистов приложение «Госуслуги.Авто» тоже можно считать продуктом совместной работы. Сегодня приложением пользуется более 4,5 млн граждан. Оно позволяет генерировать QR-код с цифровой и полностью защищенной копией водительского удостоверения и свидетельства о регистрации. Скоро можно будет оставить бумажные документы дома и садиться за руль, имея только телефон с мобильным приложением: соответствующие изменения в ПДД уже подготовлены Госавтоинспекцией совместно с Минцифры и сейчас проходят межведомственное согласование. Фактически оно уравняет электронные права и СТС в приложении с бумажными оригиналами.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».