«Отечественная продукция имеет высокий экспортный потенциал»

Заместитель председателя Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Алексей Ульянин о перспективах развития международных связей

Российская экономика остается глубоко интегрированной в мировое хозяйство. Однако в последние годы для страны возросло значение новых международных связей с иностранными торговыми партнерами. Как в России поддерживают экспорт в условиях санкционного давления? Эта тема будет обсуждаться в рамках совместного мероприятия Самарского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» и ИД «Коммерсантъ». О путях развития внешнеэкономической деятельности в 2023 рассказал заместитель председателя Самарского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Ульянин.

— Как Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» участвует в поддержке предпринимателей?

— Наша организация — наиболее крупное бизнес-объединение, имеющее представительства практически во всех субъектах страны. По Самарской области «ОПОРА РОССИИ» объединяет более 230 членов, и с каждым годом их число увеличивается.

Одна из ключевых компетенций «ОПОРЫ РОССИИ» состоит в так называемом GR (анг. яз. government relations — связи с государством), то есть возможности выстраивать диалог бизнеса с властью. Власть участвует в процессах рыночной экономики: с точки зрения установления налоговых режимов, регулирования бизнеса. С помощью столь крупной и сильной общественной организации, как «ОПОРА РОССИИ», предприниматель может донести до органов власти информацию о проблемах и путях решения.

Важная задача для «ОПОРЫ РОССИИ» — предоставлять участникам рынка проверенную информацию, позволяющую развиваться в нынешних условиях. Так, одна из актуальных тем — возможности международного сотрудничества в новых условиях. Этому будет посвящено совместное мероприятие Самарского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» и ИД «Коммерсантъ».

В ходе форума представители бизнеса смогут узнать о действующих мерах государственной поддержки экспортеров, развитии новых логистических маршрутов. Будут озвучены практические кейсы по экспорту отдельных категорий товаров от участников рынка. Наконец, предприниматели смогут напрямую задать вопрос представителям областного правительства, профильных ведомств и министерств, а также организациям инфраструктуры поддержки и развития бизнеса.

— Есть мнение, что экспортом способны заниматься только крупные предприятия, а представителям малого бизнеса путь в эту тему закрыт. Согласны ли вы с этим?

— В последние два года российская экономика находится под давлением из-за огромного количества санкций. Бизнесу потребовалось заново выбирать партнеров, организовывать логистику, решать вопросы с международными платежными системами.

Логично, что сегодня у компаний много страхов, касающихся внешнеэкономической деятельности. Хотелось бы показать, что это направление доступно, его можно и нужно развивать малым и средним предприятиям для расширения рынков сбыта.

На федеральном уровне большое внимание уделяется развитию новых внешнеэкономических контактов. Например, потенциал имеет сотрудничество со странами Африки. Традиционно сильны деловые контакты РФ со странами СНГ. С ними установлены лояльные для российского бизнеса таможенные условия, отсутствуют языковые барьеры, да и в целом взаимодействовать проще благодаря единому с Россией культурному коду. Кроме того, российская экономика уже несколько лет стремится усиливать торговые связи с центральной и юго-восточной Азией, Китаем, Индией. Эти направления по-прежнему имеют стратегическое значение для нашей страны.

— Насколько российские и самарские предприятия в частности готовы выходить на зарубежные рынки? Будет ли там их продукция конкурентоспособна?

— Экономика стран — торговых партнеров России неоднородна. Но нужно понимать, что российский бизнес никто с распростертыми объятиями не ждет.

Ряд российских товаров, безусловно, имеет высокий экспортный потенциал. Например, это продукты питания. Продукция регионального сельского хозяйства — зерно, соя, — уже экспортируется за рубеж. В том же Китае пищевая продукция из России традиционно считается высококачественной.

Спросом пользуется и продукция российского машиностроения. Российские автомобили поставляются в некоторые страны Африки и Латинской Америки. Иностранным потребителям экспортируется продукция региональной химической промышленности.

— Какие барьеры сегодня препятствуют развитию российского экспорта?

— Я бы не стал говорить о наличии административных или технологических барьеров. Скорее, мы находимся на этапе масштабной трансформации российской экономики, когда настраиваются и корректируются механизмы внешнеэкономической деятельности.

Предпринимателям доступны разнообразные меры поддержки экспортной деятельности, но не все участники рынка об этих мерах осведомлены. В области действует целый комплекс институтов, которые помогают экспортерам выходить на внешние рынки, искать партнеров, получать финансирование под свои проекты.

Перспективное направление — деловые миссии предпринимателей в другие страны. Активно работает «Российский экспортный центр». Его представительства действуют в 11 странах. Организация помогает продвижению российского бизнеса на внешних рынках. Полезным для развития ВЭД было бы и дальнейшее расширение экспортных центров, особенно в сегменте промышленных товаров.

Банки также сегодня включаются в сопровождение предпринимателей при ВЭД, разрабатывая новые линейки продуктов для экспортеров и предприятий, выпускающих импортозамещающую продукцию, работают по государственным программам с льготным кредитованием.

Сейчас активно идет подготовка к мероприятию Самарского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» и ИД «Коммерсантъ» «Траектория развития ВЭД 2023: экспорт, логистика, инвестиции». Обсудим новые стратегии, тенденции в экспорте. На площадке выступят эксперты самого высокого уровня и компетенций.

АО «Коммерсантъ-Волга», ИНН 6316071231

Реклама

Вся лента