Союз женщины и одежды
В чем секрет стиля Одри Хепбёрн
Исполнилось 70 лет «Римским каникулам», фильму, с которого началась карьера Одри Хепбёрн. Там есть в начале такой эпизод: американской репортер, которого играет Грегори Пек, внезапно поняв, что спящая на его кушетке девушка — принцесса, и тут же осознав весь коммерческий потенциал этого открытия, спрашивает своего редактора, сколько будет стоить настоящее большое интервью с ней. «Подробный разговор о международной политике стоил бы 250,— осторожно заводит редактор.— Но ее взгляды на моду намного дороже, возможно, тысячу».
Это забавный диалог, особенно учитывая то, что практически весь фильм (весь день) принцесса наслаждается своей римской свободой в простой юбке-солнце, затянутой широким ремнем на ее невообразимой талии, и белой блузке, у которой она в какой-то момент — сразу после того, как делает короткую стрижку,— закатывает рукава. Этот наряд придумала великий голливудский художник по костюмам Эдит Хед, однако произведенным фурором Одри Хепбёрн обязана не столько ему, сколько сцене в парикмахерской и сцене покупки туфель на плоской подошве на римском уличном рынке — вместо лодочек, в которых она убежала из дворца. Легкость в перемене облика и, главное, легкость самого этого нового облика определят ее образ практически навсегда.
На фоне роскошных изгибов и каменных бюстов главных звезд 1950-х — тонкость и стремительность; на фоне многокаратных ювелирных коллекций и многокилограммовых кутюрных — простые стрижки и простые силуэты. Сесил Битон, говоря о феномене Одри, отмечает, что на послевоенном экране такой типаж появился впервые, и называет ее «воплощением нового женского идеала». После «Римских каникул», принесших Хепбёрн «Оскар», редакторы всех газет и журналов мечтали узнать ее взгляды на моду.
Взгляды эти довольно быстро стали сводиться к одному-единственному имени — Юбер де Живанши, именно его принято считать создателем ее «образа». Как большинство поп-культурных мифов, повторяющихся из текста в текст, из рилза в рилз и из телеграма в телеграм, он основан на чем-то таком, что на самом деле было, но не совсем так и даже совсем не так. Живанши появится в жизни Хепбёрн после «Римских каникул», на «Сабрине», втором ее голливудском фильме, где она будет играть дочку шофера в огромном поместье на Лонг-Айленде, уехавшую на два года в Париж учиться на повара, вернувшуюся преображенной и покорившую прежде не замечавших ее сыновей хозяина поместья. Эта простодушная в своем сексизме история требовала настоящего парижского гардероба — вот его-то для картины и сделал Живанши. Потом он будет автором платьев для многих ее фильмов («Завтрак у Тиффани», «Любовь после полудня», «Забавная мордашка», «Шарада»), но художником по костюмам в большинстве из них по-прежнему останется Эдит Хед.
И если в «Завтраке у Тиффани» оба черных платья Холли Голайтли (с жемчужным колье и с огромной черной шляпой) придумал Живанши, то другой, не менее знаменитый ее образ — большая белая мужская фрачная рубашка на голое тело и маска для сна цвета тиффани — придумала Хед. Живанши сделал и наряд для ее второй свадьбы в 1969 году — бледно-розовое мини-платье с высокой талией и высоким воротом, маленькая косынка на голове, плотные колготки и перчатки, все в тон платью. Для того времени это был очень смелый, совсем не традиционный наряд невесты, особенно невесты почти 40 лет.
Одри и Живанши дружили до самой ее смерти в 1993-м, но носила она — и в жизни и в кино — далеко не только Givenchy. Так, например, она много жила в Риме и там одевалась у Валентино. А ее сын Лука Дотти вспоминал, что долго не понимал, отчего все говорят, что его мать — икона стиля: он видел ее в основном в джинсах и футболках.
То, что было в ее физическом облике уникального и что составило ее феномен на экране — высокий рост (всегдашние балетки и лоферы были нужны еще и для того, чтобы не быть выше экранных и прочих партнеров), чрезвычайная худоба, плоская грудь и лицо женщины-ребенка,— оставалось с ней долго, практически до конца карьеры, до «Двоих на дороге» (1967). После этого она почти перестала сниматься и в следующем фильме, «Робин и Мэриан» (1976), появилась уже в образе определенно немолодой женщины.
В «Двоих на дороге» Хепбёрн носит платья не Живанши — а, напротив, авангардных Пако Рабана и Мэри Куант. И оказывается, что длинные платья-трапеции психоделических расцветок, радикальное мини и наряды из сияющих металлических пластин идут ей не меньше, чем безупречная парижская элегантность. Вернее, это она идет им всем — и богемный шик, и даже эксцентрика сидят на ней как влитые; полосатый купальник с огромными очками или какие-то гигантские клипсы с суперкороткой стрижкой из «Двоих на дороге» выглядят так же иконически, как и знаменитое черное платье из «Завтрака у Тиффани».
Сила ее личного облика, физического и, скажем так, душевного, была такова, что любой наряд — черные брюки-легинсы с черной водолазкой в «Забавной мордашке», расшитое черным узором белое бальное платье с треном из «Сабрины», темно-коричневый капор и черные очки из «Шарады», аккуратные твидовые жакетики и гладко зачесанные назад волосы времен посла ЮНИСЕФ в поздние годы,— все выглядело на ней абсолютно органично, потому что она была абсолютно органичной сама.
Этот талант — умение носить одежду безо всякой демонстративности и напряжения, с убедительной беззаботностью, двигаться в ней, и в жизни и на экране, с абсолютной естественностью и легкостью — был уникален и абсолютен, и, похоже, дизайнеры и художники, делавшие ее одежду, скорее подчинялись ее образу, чем создавали свой. В Голливуде были более ослепительные красавицы, чем Одри Хепбёрн, были более талантливые актрисы, чем Одри Хепбёрн, но не было второй Одри. И то, что чуть ли не в каждом голливудском поколении до сих пор ищут новую Одри, а не, например, новую Элизабет Тейлор, это подтверждает.
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram