Партиям подрисовали агитацию
Участники выборов думы Екатеринбурга пожаловались на фейковые плакаты
«Единая Россия» и «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» пожаловались в избирком на ложную агитацию на выборах депутатов Екатеринбургской городской думы, появившуюся на улицах города. В частности, в плакатах содержались нелицеприятные высказывания о кандидатах от КПРФ. Ленинская территориальная избирательная комиссия (ТИК, занимается организацией выборов в гордуму) считает, что УМВД по Екатеринбургу должно пресечь распространение фейковой рекламы. Эксперты считают, что ложная агитация привлечет внимание избирателей к выборам, однако не изменит их политических симпатий.
Сначала на улицах Екатеринбурга появились ложные агитационные плакаты от имени партии «Единая Россия» (ЕР). На них мэр Алексей Орлов, возглавляющий список кандидатов от ЕР, изображен рядом с конкурентами из других партий — «Яблока», КПРФ, «Справедливой России» (СР) с надписью «Екатеринбург развивается».
Затем на улицах появились плакаты якобы «Справедливой России — Патриоты — За правду». На них изображены вице-спикер свердловского заксобрания, первый секретарь обкома КПРФ Александр Ивачев и его супруга — кандидат в гордуму от компартии Виктория Ивачева. Плакат сопровождают надписи «Лжекоммунисты. Муж и жена одна сатана».
Выборы в думу Екатеринбурга восьмого созыва назначены на 9–10 сентября. Представительный орган формируется по смешанной системе: 25 депутатов будут избраны по одномандатным округам, 10 — по спискам партий. В выборах участвуют ЕР, СР, КПРФ, ЛДПР, «Новые люди» и «Яблоко».
Первой в Ленинскую ТИК с жалобой обратилась «Единая Россия». «Установлено, что агитационные материалы не заказывались и не оплачивались участниками кампании официально. Мы обратились в УМВД по Екатеринбургу с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении винновых лиц к ответственности»,— рассказал «Ъ-Урал» председатель ТИК Вадим Антошин.
Затем поступила жалоба от СР. «По сведению партии, в Екатеринбурге размещаются печатные агитационные материалы, которые содержат изображения кандидатов от партии КПРФ, части изображения этих кандидатов, и обозначены эти материалы, как изготовленные в “Справедливой России — Патриоты — За правду”, тогда как они эти материалы не изготавливали»,— рассказал господин Антошин. По его словам, Ленинский ТИК считает, что речь идет о подложном изготовлении агитационных материалов от имени партии. Он добавил, что в скором времени избирком направит представление о пресечении данной противоправной агитации в полицию.
Фейковая агитация от партийных брендов не окажет сильного воздействия на политические симпатии избирателей, считает политолог Анатолий Гагарин. «Классическая политическая агитация рассчитана на формирование симпатии и информирование избирателей, а провокационная реклама направлена в большей степени на эпатирование, демонстрацию возможностей, чтобы показать, кто на территориальном участке хозяин, кто может позволить себе такие действия»,—отметил он.
По мнению господина Гагарина, ложная агитация вносит оживление в политический ландшафт и «привлекает внимание наблюдателей, СМИ, политологов, которые обсуждают это». «Вот они и являются основной целевой аудиторией подобного рода действий»,— подчеркнул он.
По мнению политолога Михаила Коробельникова, фейковая агитация не окажет влияния на взгляды избирателей из-за отсутствия проблемных тем в повестке выборов нового состава гордумы Екатеринбурга, которые «подняли бы градус политической борьбы». «Выборы в гордуму Екатеринбурга не очень интересны людям, но для того, чтобы поддержать заинтересованность, необходимы сюжеты, самые лучшие — скандалы, которые связаны с распространением фейковых материалов от имени партий»,— считает он.
Господин Коробельников отметил, что политические объединения могут и сами создать ложную агитацию против себя. «Есть такая технология “самострел”, или “нападение на самих себя”, которая используется для удержания к себе интереса и создание позитивного отношения через негатив»,— пояснил он.