«Сейчас время сильных национальных брендов в консалтинге»
Борис Яценко — о тенденциях на рынке оценки
О драйверах рынка оценки и методах борьбы с демпингом в этой отрасли, о том, как изменения в экономике повлияли на предпочтения клиентов и к чему приведет внесение поправок в федеральный закон об оценочной деятельности, рассказал управляющий партнер ФБК, направление «Консультационные услуги», Борис Яценко.
— Как сложился сезон-2022/23 для оценочного бизнеса и вашей компании? Какое влияние на ситуацию оказали процессы, связанные со структурной перестройкой российской экономики?
— Несмотря на то что последние полтора года были трудными и для экономики России, и для сферы профессиональных услуг, я оцениваю этот период позитивно. Структурная перестройка многих отраслей, реорганизация бизнес-процессов, реструктуризация, с которыми так или иначе столкнулось большинство отечественных компаний, в целом вылились в огромное количество проектов и концептуально для оценочной деятельности стали одним из драйверов роста. По крайней мере в нашей компании один из самых очевидных результатов — кратный рост выручки в данном направлении бизнеса и опыт участия во многих крупнейших знаковых сделках на российском рынке.
— Какие ключевые тенденции на рынке оценки вы могли бы выделить?
— Одна из главных тенденций — резкий рост проектов, связанных с уходом иностранных компаний с российского рынка. ФБК вошла в особый перечень оценочных компаний, аккредитованных правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. По этой линии мы за последние полтора года реализовали несколько десятков проектов.
Вторая тенденция тесно связана с первой и определяется санкционным давлением на российский бизнес. За истекший период резко вырос поток запросов, связанных с реструктуризацией и перестройкой схем владения российских компаний, их активов как внутри страны, так и за рубежом.
Нельзя не отметить и внутренние процессы в самом оценочном бизнесе. Драйвером для изменения ландшафта на нашем рынке, безусловно, стала и трансформация компаний «большой четверки». Сейчас время сильных национальных брендов в консалтинге и оценке. На этом фоне мы смогли привлечь ряд новых, очень крепких партнеров, усилить команду, ее экспертизу и таким образом нарастить нашу долю на рынке.
— Какие изменения в предпочтениях клиентов вы видите?
— Разумеется, трансформации в экономике повлияли и на характер клиентских запросов. Рост числа сложных сделок, связанных со сменой собственников или реструктуризацией бизнеса, естественно, породил запрос на комплексные услуги, а именно на финансовое, налоговое и юридическое сопровождение всего процесса сделки. Оказание услуг по принципу «одного окна» помимо всего прочего повышает скорость всего процесса, которая в нынешних условиях ценится не меньше качества.
Про вторую тенденцию мы уже упоминали: это постепенная переориентация многих российских клиентов (в особенности госкомпаний, госкорпораций и компаний с госучастием) на сильных российских консультантов. В условиях беспрецедентных санкционных рисков наши клиенты куда более щепетильно, нежели несколько лет назад, относятся к вопросам сохранения конфиденциальности информации о своей деятельности. Причины понятны. И в этих условиях они совершенно по-другому смотрят на, скажем так, формальные и неформальные связи консультантов с другими консалтинговыми компаниями из недружественных стран. Новые приоритеты заставляют наших клиентов все чаще обращаться к крупным проверенным национальным брендам отрасли профессиональных услуг.
— Для оценочной отрасли традиционно актуальна проблема борьбы с демпингом. Как обстоят дела с этим в условиях переформатирования рынка и какие меры борьбы с данным явлением вы считаете актуальными?
— Проблема действительно была и остается актуальной. На основе наших отчетов об оценке клиенты принимают сложные управленческие решения ценой в десятки, а иногда и сотни миллиардов рублей. Понятно, что если работа оценщика проведена недостаточно качественно, то и последствия будут драматическими. Могут ли небольшие компании, продающие свои услуги существенно ниже рынка, оказать их на высоком качественном уровне? Ответ при всем моем уважении «нет». Нет ни достаточного количества профессиональных сотрудников, ни доступа к необходимым информационно-аналитическим ресурсам и т. д.
Таким образом, еще раз повторю, что проблема демпинга в первую очередь проблема качества. Почему это важно именно сейчас? Давайте будем честны, с момента начала специальной военной операции рынок оценки потерял значительное количество специалистов. Поэтому и количество профессиональных компаний (оказывающих качественные услуги)—игроков рынка объективно сократилось. А требования к качеству оказываемых оценщиками услуг, наоборот, существенно выросли.
Как эту проблему решать? Давайте в качестве примера посмотрим на ситуацию с уходом иностранных компаний из России. Всем известно, что эти сделки рассматривает специальная правительственная комиссия. Это уже показатель того, как серьезно государство относится к этому процессу. Поэтому и создан закрытый список аккредитованных комиссией оценочных компаний, а также ужесточен контроль за подготовленными ими отчетами со стороны СРО. И, на мой взгляд, это крайне позитивный пример. Одним из вариантов решения проблемы качества оценки является создание ограниченного перечня авторитетных оценочных компаний, имеющих право оказывать услуги в рамках крупных проектов. При этом целесообразно было бы создать жесткий фильтр для желающих попасть в него по выручке, количеству реализованных аналогичных контрактов, количеству сертифицированных оценщиков в штате и пр. Кстати, у наших коллег-аудиторов уже есть аналогичный документ, включение в который проходит под пристальным контролем регулятора. Думается, что этот положительный опыт можно было бы перенять
— Как вы относитесь к идее расширения перечня случаев, при которых необходимо проведение обязательной оценки?
— Я отношусь к этой идее очень позитивно. Рынок капитала в России, к сожалению, не так развит, как в Северной Америке или Западной Европе. На российском рынке крайне мало котируемых компаний с существенным free-float. В этих условиях для принятия обоснованных решений по сделкам M&A, по кредитным сделкам, по инвестиционным проектам и т. п. необходимо делать комплексную оценку. Я думаю, расширение перечня случаев для обязательной оценки, которая должна выполняться независимыми оценщиками, будет позитивным шагом. Да, это несколько увеличит транзакционные издержки, но не настолько, чтобы перекрыть позитивный эффект от повышения прозрачности и эффективности как отдельных бизнес-операций, так и всей экономики в целом.
— Сейчас активно обсуждается проект изменений в федеральный закон об оценочной деятельности, общий лейтмотив которого ужесточение требований к качеству оказания услуг. Насколько эти изменения актуальны и как, на ваш взгляд, они могут повлиять на рынок услуг оценки?
— Я уже говорил об этом и еще раз повторю: все, что способствует повышению качества оказываемых оценщиками услуг, мы активно приветствуем. Что касается обсуждаемых поправок в закон, то они, на мой взгляд, могут стать катализатором интеграционных процессов на рынке оценочных услуг. И это, безусловно, хорошо, потому что сегодня сама логика развития бизнеса подталкивает к этому. Клиенты все чаще хотят получать комплексные услуги, которые небольшие компании ни по количеству специалистов, ни по техническим возможностям оказать на должном качественном уровне просто не смогут. Таким образом, в среднесрочной перспективе количество мелких и средних игроков будет неуклонно снижаться, а роль крупных, наоборот, возрастать. Не вижу ничего плохого в том, чтобы немного ускорить этот процесс.
— Насколько актуальной для отрасли оценки является нехватка кадров и как вы справляетесь с этой проблемой?
— При всей специфике профессии оценщика общие тренды отечественного рынка труда в полной мере касаются и нас. А что сейчас там происходит? Во-первых, свою карьеру начинают и продолжают строить поколение начала нулевых и поколение 90-х — объективно малочисленное поколение. Во-вторых, отток «белых воротничков» последние полтора года. Думаю, именно двумя этими факторами и будет определяться степень остроты кадрового голода в оценке в среднесрочной перспективе.
Рецепт борьбы с проблемой только один — особая среда в компании, которая помогает привлекать и удерживать сотрудников в ее периметре. За многие годы в консалтинге мы вывели для себя следующую формулу: работа не должна быть скучной, должна помогать, а не мешать развитию, а карьерный трек должен быть прозрачен и увязан с личными достижениями. Собственно, вот на эти три принципа в управлении персоналом мы и опираемся. Мы привлекаем молодых специалистов к сложным и большим проектам, внедрили систему постоянного обучения для сотрудников. Кроме того, каждый член нашей команды знает: его положение на карьерной лестнице зависит исключительно от личных бизнес-результатов.
В вопросе поиска специалистов наш опыт подсказывает, что наибольший дефицит мы испытываем в специалистах среднего звена. А их, как показывает опыт, в силу массы причин легче и лучше растить внутри компании. Поэтому стараемся нанимать много молодых специалистов на самом старте карьеры, сразу со студенческой скамьи и помогаем им постепенно расти по карьерной лестнице.