Ресторанные сети выбирают франчайзинг
Российский рынок общепита сильно потрепало в последние годы, признают владельцы ресторанного бизнеса. Тем не менее экспансия за счет франшиз помогла проверенным концепциям выжить и выйти на новые рынки. По данным EMTG, 42,9% российских компаний с опытом во франчайзинге от трех лет открыли точки за рубежом за последние годы. Выходить за границу трудно, но необходимо, подтверждают франчайзеры.
Наиболее активно за границу выходят именно ресторанные концепции. По состоянию на конец 2022 года, доля российских компаний, развивающихся по модели франчайзинга в сегменте HoReCa и имеющих зарубежные франчайзи, составила 51,4%. Это наибольший показатель по экспансии по сравнению с другими сферами (услуг и ритейла). Александр Александров, руководитель направления развития франчайзинга ресторанного холдинга «Тигрус», констатирует, что спрос на франшизы всегда был и до сих пор сильно зависим от экономической и политической ситуации в стране. И в 2022 году спрос на франшизу брендов холдинга вырос на 43% по сравнению с двумя предыдущими годами.
В портфеле компании несколько брендов (итальянской, американской и грузинской кухни), все были представлены на выставках франшиз. «И сейчас мы получаем два-три запроса в неделю как из регионов России, так и из других стран. Разумеется, не все они конвертируются в партнерские отношения, это очень долгий и трудоемкий процесс».
В «Суши Wok» тоже отмечают рост интереса к российским ресторанным франшизам из-за рубежа.
«На протяжении последнего года мы наблюдаем рост числа запросов из стран Центральной Азии и Европы»,— рассказали в компании. Посещаемость выставок BuyBrand подтверждает тренд: только в минувшем году за покупкой франшизы или для поиска инвесторов в Россию приезжали предприниматели из Казахстана, Ирана, Израиля, Киргизии, Франции, Беларуси, Марокко, Узбекистана, Турции, Армении и Мальдив. На следующей, сентябрьской выставке, которая пройдет с 26 по 28 сентября, также ожидают зарубежных предпринимателей.
«В Центральной Азии активно интересуются российскими франчайзинговыми концепциями. И в основном купить их хотят наши соотечественники, по тем или иным причинам переехавшие в Казахстан или Киргизию. Эти две страны являются самыми популярными направлениями релокации, поэтому там такие широкие возможности для запуска бизнеса именно сейчас»,— говорит генеральный директор EMTG Екатерина Сойак.
Инвестиционный диапазон ресторанных франшиз, представленных на российском рынке, колеблется от 1,5 млн до 70 млн рублей в зависимости от концепции. Наиболее дорогой сегмент для входа в бизнес — это casual-dining, минимальные вложения требуются для открытия кофейни или фастфуд-ресторана с небольшой зоной посадки. В BuyBrand констатируют, что франчайзеры готовы продавать концепции со стартовыми инвестициями от 1 млн рублей.
ООО «И.эМ.Ти.Джи»