Мультипликативный эффект инвестиций
Глава ИПЕМ Юрий Саакян — о вкладе инвестпрограммы ОАО РЖД в экономику РФ
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) при помощи программного комплекса собственной разработки провел пофакторный анализ вклада реализации инвестиционной программы ОАО РЖД в экономику России в 2014–2023 годах. О результатах рассказывает генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян.
Железнодорожный транспорт является кровеносной системой для экономики России, обеспечивая потребности населения (24,4% от всего пассажирооборота РФ в 2022 году) и промышленности (86% от всего грузооборота в РФ в 2022 году без учета трубопроводного транспорта). Способность железнодорожного транспорта соответствовать требованиям потребителей во многом зависит от темпов развития, которые, в свою очередь, обеспечиваются достаточностью инвестиционных вложений.
В первые несколько лет работы ОАО РЖД объемы инвестиционной программы составляли около 100–130 млрд руб. с источниками финансирования, на 98% состоящими из амортизационных отчислений. В дальнейшем объем инвестпрограммы возрос за счет увеличения доли финансирования из прибыли, внешних заимствований и федерального финансирования.
Затем был экономический кризис 2008 года, выделение инвентарного парка грузовых вагонов в дочерние общества ОАО РЖД, а также частичная продажа грузовых вагонов частным компаниям, обеспечение рекордных строек Олимпиады в Сочи 2014 года, турбулентность с грузовыми вагонами 2015 года, связанная со значительным списанием парка в короткий временной интервал, обеспечение транспортных потребностей чемпионата мира по футболу в 2018 году, вызовы коронавирусной инфекции COVID-19 и изменения логистики и направлений перевозок в 2022 году.
События 2022 года создали перед ОАО РЖД ряд новых вызовов и задач, решение которых обеспечило бесперебойную работу железнодорожного транспорта и сохранение транспортной безопасности Российской Федерации. Санкционное давление, оказываемое на российскую экономику, привело к разрыву существующих логистических цепочек и необходимости максимально оперативной переориентации транспортных потоков с запада на юг и восток, к потребности в развитии существующей и строительстве новой инфраструктуры на новых загруженных направлениях.
Инвестиции в инфраструктуру и подвижной состав
Общий объем инвестиций на строительство, ремонт и модернизацию инфраструктуры и объектов капитального строительства, ремонт локомотивов ОАО РЖД в 2014–2023 годах, а также закупку подвижного состава ОАО РЖД и прочими участниками рынка составил более 6,7 трлн руб., в том числе порядка 1,57 трлн руб. на развитие Восточного полигона. В структуре инвестпрограммы одним из наиболее крупных с точки зрения инвестиционных вложений является сегмент строительства, ремонта и модернизации инфраструктуры и объектов капитального строительства. В период 2014–2023 годов ОАО РЖД инвестировало в модернизацию и обновление инфраструктуры в рамках всех реализуемых проектов порядка 2,5 трлн руб.
В рамках обновления парков подвижного состава общая стоимость продукции железнодорожного машиностроения производства РФ, закупленной ОАО РЖД и прочими участниками рынка, в 2014–2022 годах составила свыше 2,8 трлн руб. В том числе объем закупки локомотивов холдингом составил свыше 5 тыс. единиц на сумму 716,8 млрд руб. Также участниками рынка за проанализированный период было закуплено почти 500 тыс. грузовых вагонов (более 38% текущего парка грузовых вагонов на сети ОАО РЖД) на сумму свыше 1,2 трлн руб. При этом более половины закупленных вагонов составили полувагоны (255,9 тыс. ваг.).
Объем ремонта локомотивов ОАО РЖД в 2014–2023 годах составил свыше 30 тыс. секций, стоимость выполненных работ — 415,2 млрд руб.
Однако помимо обеспечения заказами предприятий смежных отраслей реализация инвестиционной программы ОАО РЖД также оказала ощутимый эффект и на развитие экономики России в целом. Для количественной оценки этого эффекта ИПЕМ был рассчитан мультипликативный эффект на экономику от реализации инвестиционной программы ОАО РЖД в 2014–2023 годах.
Мультипликативный эффект на экономику
Мультипликативный эффект — изменение одного из макроэкономических показателей (валового выпуска, ВВП, доходов бюджета и т. д.), который обусловлен распространением по системе межотраслевых связей первоначального импульса — изменения выпуска продукции и/или услуг в одном из секторов.
Совокупный мультипликативный эффект можно разделить на несколько групп с точки зрения типов возникающих социально-экономических эффектов: прямые, косвенные и индуцированные социально-экономические эффекты.
Прямые социально-экономические эффекты создаются и формируются непосредственно отраслью, в рамках которой происходит изменение выпуска (базовая отрасль), посредством ее собственной производственной деятельности вследствие первичного изменения спроса на ее продукцию.
Косвенные социально-экономические эффекты являются следствием прямых эффектов. Рост производства в базовой отрасли требует увеличения использования товаров и услуг, предоставляемых другими отраслями, которые являются ее факторами производства, что стимулирует отрасли-поставщики также наращивать объемы производства своей продукции. В свою очередь, эти отрасли также будут предъявлять повышенный спрос уже на продукцию своих отраслей-поставщиков — и далее по всем производственным цепочкам, пока сетевой эффект не распространится на всю экономику.
Индуцированные социально-экономические эффекты — дополнительный рост конечного спроса на товары и услуги в экономике, возникающий за счет роста располагаемого дохода экономических агентов: работников базовой и взаимосвязанных с ней в рамках косвенного эффекта отраслей, государства, фирм и некоммерческих организаций, которые используют полученные дополнительные доходы на конечное потребление и инвестирование, накопление капитала, что дополнительно увеличивает мультипликативные эффекты от шока спроса в базовой отрасли.
В рамках выполненного ИПЕМ анализа инвестиционной программы ОАО РЖД с использованием программного комплекса собственной разработки «Модель межотраслевого баланса» были определены следующие прямые, косвенные и индуцированные эффекты на экономику РФ и регионы:
- прирост ВВП;
- отчисление налогов в федеральный бюджет;
- отчисление налогов в региональные бюджеты;
- социальные отчисления.
Общий эффект на ВВП России от реализации инвестпрограммы ОАО РЖД, а также закупки подвижного состава прочими участниками рынка в 2014–2023 годах (с учетом закупки подвижного состава в 2014–2022 годах) составил 9,77 трлн руб., в том числе 4,4 трлн руб. за счет инфраструктурных проектов, 4,7 трлн руб. за счет закупки подвижного состава ОАО РЖД и участниками рынка и 0,67 трлн руб. за счет ремонта локомотивов ОАО РЖД. В результате процесс реализации инвестиционной программы ОАО РЖД обеспечил среднегодовой вклад в ВВП РФ в размере 1,03%, в 2014–2023 годах. 1 рубль расходов инвестиционной программы увеличивал ВВП Российской Федерации на 1 руб. 44 коп.
Поступления налогов в федеральный бюджет за счет реализации инвестиционной программы ОАО РЖД, а также закупки подвижного состава прочими участниками рынка в 2014–2023 годах (с учетом закупки подвижного состава в 2014–2022 годах), составили 1,74 трлн руб., в том числе 858 млрд руб. за счет инфраструктурных проектов, 771,3 млрд руб. за счет закупки подвижного состава ОАО РЖД и участниками рынка и 109,9 млрд руб. за счет ремонта локомотивов ОАО РЖД.
Поступления налогов в региональные бюджеты за счет реализации инвестпрограммы ОАО РЖД, а также закупки подвижного состава прочими участниками рынка в 2014–2023 годах (с учетом закупки подвижного состава в 2014–2022 годах) составили 115 млрд руб., в том числе 50,9 млрд руб. за счет инфраструктурных проектов, 56,1 млрд руб. за счет закупки подвижного состава ОАО РЖД и участниками рынка и 8 млрд руб. за счет ремонта локомотивов ОАО РЖД.
Социальные отчисления за счет реализации инвестиционной программы ОАО РЖД, а также закупки подвижного состава прочими участниками рынка в 2014–2023 годах (с учетом закупки подвижного состава в 2014–2022 годах) составили 788,2 млрд руб., в том числе 299,9 млрд руб. за счет инфраструктурных проектов, 427,4 млрд руб. за счет закупки подвижного состава ОАО РЖД и участниками рынка и 60,9 млрд руб. за счет ремонта локомотивов ОАО РЖД.
Ранжирование полученных мультипликативных эффектов
Наиболее значительный мультипликативный эффект на экономику оказывает инвестирование в строительство, содержание и ремонт инфраструктуры и объектов капитального строительства. Инвестирование в эти проекты наиболее значительно отражается на росте ВВП и объеме налогов для федерального бюджета. При этом уровень эффекта инвестирования в строительство и поддержание инфраструктуры для региональной экономики скромнее (16-е место по уровню влияния на размер налоговых отчислений в региональные бюджеты, на социальные отчисления — 9-е место).
Второе место занимают инвестиции в закупку электрического оборудования (устройств коммутации или защиты электрических цепей, оборудования для СЦБ, устройств освещения), при этом их влияние на федеральную и региональные экономики более сбалансировано (на ВВП — второе место, на налоги для федерального бюджета — четвертое место, на региональные налоги — третье место, социальные отчисления — седьмое место). Третье место занимают инвестиции на закупку локомотивов. Четвертое место — затраты на закупку щебня при строительстве инфраструктуры.
Ранжирование мультипликативных эффектов от реализации инвестиционной программы ОАО РЖД*
|
*Топ-5 по каждому показателю.
Источник: ИПЕМ.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что реализация инвестиционной программы ОАО РЖД оказывает существенный эффект на социально-экономическое положение России как на федеральном, так и на региональном уровне, обеспечивая значительный вклад в ВВП, поступление налогов в бюджеты различных уровней и рост социальных отчислений.