British American Tobacco улетучивается из России
Отразится ли уход компании на стоимости и ассортименте табачной продукции
Крупный производитель сигарет British American Tobacco окончательно уйдет из России. Компания покидает и белорусский рынок. Она продала свои активы консорциуму, который возглавляет менеджмент отечественной «дочки». Это следует из официального сообщения на сайте компании. Сделку планируют закрыть до конца октября, ее сумма не раскрывается. О своих планах British American Tobacco заявляла еще в 2022 году. Весной она приостановила инвестиции в страну, но производство и продажа сигарет продолжались. По итогам прошлого года компания смогла увеличить свою выручку на 2%.
Подробнее о российских активах British American Tobacco — в справке “Ъ FM”:
British American Tobacco работает в России больше 30 лет. В 1994 году компания запустила местное производство, сейчас она управляет фабрикой в Санкт-Петербурге. По данным за прошлый год, в российском подразделении заняты 2,5 тыс. человек. В портфель British American Tobacco входят такие бренды, как Dunhill, Kent, Vogue, Rothmans, «Золотая Ява», а также glo — это устройства для нагревания табака.
По данным компании Nielsen, в 2019-м компания была третьим производителем сигарет в России. Она занимала пятую часть рынка. Ее конкуренты — JTI и Philip Morris. Первая приостановила инвестиции в страну, а вторая объявила об уходе с рынка.
Скорее всего, проблем с ассортиментом или ценами после ухода British American Tobacco не возникнет, считает руководитель агентства «Русский табак» Максим Королев. Большинство продукции компания в последние годы производила в России, а поставки сырья за последние полтора года удалось отладить, отмечает собеседник “Ъ FM”:
«Не думаю, что будут какие-то проблемы, перебои с продукцией, потому что останется та же команда управленцев, которая была у руля последние полтора года. Это некое формальное действие, формальный шаг, который им требуется больше по внутренним причинам или внешним для России, но не бизнес-необходимость. Поэтому на бизнес-процессах это не должно отразиться, как и на стабильности поставок товара, ценах.
Насколько я знаю, практически вся продукция компании производится в России и экспортируется в некоторые страны, в частности, Таможенного союза. Возможно, какие-то позиции поставляются по импорту до сих пор, но вообще-то все это прекратилось полтора года назад, так как сложностей много, а принципиальной необходимости нет. Все силы были брошены на выстраивание новой логистики по сырью и материалам, все это отлажено, а по готовой продукции у них были очень незначительные поставки».
Летом прошлого года British American Tobacco оценила свои потери от ухода с российского рынка в $1, 2 млрд. Судя по официальному заявлению производителя сигарет, консорциум инвесторов выкупит актив не за условный $1, предполагает глава компании «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров:
«Символической в данном случае сумма точно не была, потому что при продаже ниже определенной цены уплачивается очень большой взнос в федеральный бюджет. И второй момент — они четко сказали, что это консорциум инвесторов. То есть, видимо, менеджмент, но не классическая сделка management byout, когда управленцы выкупают бизнес за будущие платежи.
Здесь сделка более взвешенная. Сумма — это точно не 50%, условно говоря, от справедливой стоимости, но совершенно точно и не 1 цент, за который был продан Heineken. Думаю, что здесь некая промежуточная история. По моим оценкам, стоимость сделки должна была составить не менее $200 млн. Понятно, что это все равно очень большой дисконт, но точно не как сделка по Heineken».
Один из конкурентов British American Tobacco — Philip Morris International — ранее сообщил о возможной передаче российских активов. При этом позднее компания заявила о продолжении деятельности в стране.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".