Арт-директор Ольга Льняная: «На самом деле, заказчик никогда не знает, что ему нужно. А я знаю»

Графический дизайнер и арт-директор Ольга Льняная работает с самыми разнообразными проектами международного и всероссийского уровня – от создания постеров для фильмов до разработки главного медиаобраза Недели моды Mercedes-Benz Fashion Week (Неделя моды Мерседес-Бенц). Эксперт в области коммуникативного дизайна рассказала об особенностях работы на масштабных мероприятиях класса А, принципах создания уникального дизайна и поделилась своим опытом.

— Ольга, расскажите, пожалуйста, как давно вы в профессии?

— В моем детстве на дырку в пакете с макаронами приклеивала пластырь и подписывала OPEN HERE (открывать здесь), чтобы маме было удобно, как мне казалось. Это был мой детский опыт коммуникативного дизайна хотя само слово «дизайн» было тогда каким-то декадентским. Если серьезно, то в художественной школе, в которой я училась в детстве, я узнала про художественное конструирование. Я всегда искала применение своим идеям, всегда искала людей, с которыми можно было поделиться идеями и мыслями на тему преобразования среды.

Одно удивительное обстоятельство меня очень вдохновило и убедило в правильности моего пути — это знакомство с семьей Александра Родченко, пионера советского дизайна, которые по удивительному совпадению оказались соседями по даче.

— На чем вы специализировались до того, как стали арт-директором?

— После университета я проходила стажировку в рекламном агентстве, где, помимо непосредственно творчества, мне понемногу приходилось заниматься всем: от составления брифа с заказчиком до контроля качества у печатного станка в ночную смену. В начале, конечно, было тяжело, но очень интересно. Я получила возможность взглянуть на свою профессию с разных сторон. По сути, это были мои первые шаги к работе арт-директором.

— В чем заключается суть работы арт-директора? Какими навыками он должен обладать?

— Когда берешься за новый глобальный проект, спрашиваешь себя «Чем будем удивлять?». Я всегда помню о том, что я работаю в индустрии впечатлений.

Девиз арт-директора: «От общего к частному, мыслить масштабно». На самом деле, заказчик никогда не знает, что ему нужно. А я знаю. Всегда важно держать планку высоко и, конечно, нужно загореться идеей, почувствовать азарт. Важно полюбить проект с первых минут работы.

В первую очередь, нужно быть визионером, стараться не только следовать трендам в дизайне или улавливать их трансформацию, но и стремиться создавать их. Важно на начальном этапе понимать, как будет выглядеть проект в целом. И нужно уметь донести это видение до команды. Арт-директор должен обладать менеджерскими качествами и навыками коммуникации, потому что работа над любым проектом состоит из постоянного общения.

Арт-директор находится на стыке эмоционального и технического. С одной стороны, он обязан транслировать идеи заказчику и поддерживать его в состоянии приятного волнительного ожидания. С другой стороны, он должен мотивировать партнеров по проекту, которые отвечают за техническую реализацию. В итоге, творческие задачи и технические средства должны, как инь и янь, обрести гармонию и собраться в идеальную картинку.

Может показаться, что арт-директор – это модератор, который только использует компетенции других профессионалов, но, на самом деле, он обязан владеть инструментарием не хуже верстальщика или цветокорректора, ведь это позволяет чувствовать проект «на кончиках пальцев». В нашей работе я использую все доступные технические средства, чтобы максимально выразить идею проекта – от карандашного эскиза до моушн графики. Иногда даже для элементарной презентации лучше применить сложную 3D-графику. Часто для нового проекта я применяю какую-то новую технологию. Это определенный риск, и требуются время и ресурсы для реализации, но я ни разу не пожалела о выборе более трудного пути. Стратегически эти усилия окупаются.

— Что нужно сделать для того, чтобы прийти к этой профессии? Расскажите о своем обучении, опыте.

— Хоть я и «директор», но все-таки — «арт» — творческий. Творчеству невозможно научиться, если это не является частью твоей идентичности. «Директор» в данном случае значит не должность, а направление мысли.

Что касается моего образования, то после окончания школы я поступила в Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова («Строгановку») на факультет коммуникативного дизайна.

— В каком проекте вы впервые попробовали себя в этой роли? Чем занимались, каких результатов достигли?

— Рекламная кампания фильма «180 и выше». Масштабная рекламная кампания начинается с идеи поcтера — кей-арта, который тиражируется на разные составляющие рекламной кампании – от рекламы фильма на фасаде кинотеатра, в городе до стаканов с попкорном. Создавая образ фильма, когда он уже находится на стадии пост-продакшн, мы как бы подводим черту под многомесячным процессом. Продюсеры, режиссеры и актеры как будто хотят снять фильм заново, улучшить его и «втиснуть» в постер. Для этого я создаю бесчисленное количество эскизов и вариантов.

Мы проводим постановочные фотосессии с актерами, и весь этот процесс приобретает вид масштабного полноценного проекта. Десятки человек подключаются к нему. Актеры, осветители, фотографы, гримеры, художники по костюмам и реквизиторы. Эти люди творческие и амбициозные, и у каждого в голове свое видение того, каким должен быть качественный рекламный образ фильма. Все они работали на воплощением моего эскиза. На постере изображена группа из 7 персонажей, каждый – известный актер со своим видением и настроением. Все люди занятые и не могут просто собраться в студии и сделать идеальный групповой снимок. Поэтому процесс съемки растянут на дни и недели, когда актеры и другие участники процесса по очереди и по мере доступности приходят в студию на фотосессию. И я постепенно, как пазл, собираю образ, который есть только у арт-директора в голове и на предварительном эскизе.

В итоге, когда все поработали, кей-арт выглядит так, как будто 7 человек сплелись в одном эмоциональном порыве, чтобы сыграть свой финальный аккорд. Иногда незначительные нюансы, какая-то деталь костюма, жест или эмоция на лице актера – все, что угодно, что относится к сфере компетенции партнеров, становится причиной споров и обсуждений. Когда ты работаешь с актером на фотосессии и корректируешь его жесты и эмоции, то, конечно, понимаешь, что он – звезда. Но ведь и я являюсь профессионалом. А профессионалы всегда доверяют и помогают друг другу, всегда могут договориться. Тогда, пожалуй, впервые я так остро почувствовала, как важно уметь пронести изначальную идею до воплощения сквозь все эти этапы согласований и не растерять себя в компромиссах.

Кинопроизводство – это очень дорогой процесс, но продюсеры вкладываются в рекламу фильма, так как ставки высоки, ошибиться нельзя. Например, фильм «Любовь-морковь» (20 CENTURY FOX Россия, 20-й век Фокс) собрал в прокате 42 млн долларов благодаря нашей очень успешной и масштабной рекламной кампании, в том числе. А мог и не собрать. Понимаете, каковы ставки? Поэтому многие постеры к фильмам становятся неотъемлемой частью самих фильмов и навсегда остаются в истории кино. Изучая IMP awards, крупнейший авторитетный американский сайт о дизайне в киноиндустрии, я не без гордости обнаружила постер моего авторства, отмеченный, как выдающийся иностранный проект.

— В каких сферах деятельность арт-директора наиболее востребована? Откуда чаще всего приходят клиенты? С какими еще проектами может взаимодействовать арт-директор?

— Любая сфера, где требуется разработка идеи, ее экстраполяция и тиражирование. Это могут быть крупные культурные или спортивные мероприятия, или проекты, которым требуется рекламная кампания.

Всегда интересно, когда проект выходит за рамки предполагаемого формата и продолжает свою жизнь в других формах. Книга «Жажда жизни», составленная из авторских фотографий и текстов Нины Шацкой, собранных из путешествий со всего мира, настолько разрослась, что сначала превратилась в серию, а потом стала мультимедийными проектом. Уникальный этнографический материал, не вошедший в книгу, послужил основой для сайта, а потом – выставки и лекции автора по всей стране. который впоследствии В этом проекте я выступаю не только как арт-директор, но и как куратор и модератор. Такой объем информации и технически, и концептуально должен быть систематизирован.

— Ольга, у вас очень богатый опыт в глобальных рекламных кампаниях с широким охватом. А какой свой проект в роли арт-директора вы считаете самым успешным и ярким?

— Во-первых, хотелось бы отметить один из моих самых масштабных проектов — Неделя моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Это главное мероприятие в области моды в России и в Восточной Европе. Надо понимать, если ты занимаешься дизайном мероприятия, суть которого есть демонстрация лучших образцов дизайна, то нужно, как минимум, соответствовать. На протяжении 10 лет для каждой Недели создается уникальный образ, отвечающий сезону и трендам. Каждый новый сезон – новый этап — превзойти самого себя прошлогоднего. Сделать не просто хорошо, а удивить.

С помощью графики я разрабатываю образ каждого мероприятия, его атмосферу: рекламная кампания в городе, медиа, площадка проведения — все объединено визуальной идеей. Задача состоит в том, чтобы каждый сезон был неожиданным графическим решением и создавал интригу, при этом, в строгих рамках титульного партнера Mercedes-Benz. Ключевой образ, символ Недели — девочка из картины XVIII века, которую я «переодеваю» каждый сезон. Именно она встречает посетителей на фасаде площадки проведения Недели и является главным элементом рекламной кампании.

Но это только внешняя сторона моей работы. Мероприятие, связанное с большим количеством участников и партнеров, требует постоянного взаимодействия коммуникации и бесконечных правок. Все, начиная от тиражирования ключевого изображения до производства, контролируется мной.

Также хочу отметить свою работу на Московском международном кинофестивале. Все проекты важны, не только для меня лично. Многие из них национального уровня. Например, если говорить о фестивалях, то люди кино во всем мире знают Московский международный кинофестиваль (ММКФ), как фестиваль класса А, то есть фестиваль мировых премьер. Это значит, что он конкурирует за право первого показа с фестивалями такого же уровня, например, с Каннским, Берлинским или Венецианским. Это часть мирового кинопроцесса.

Напряженная работа с партнерами по всему миру длится в течение всего года, а не только неделю фестиваля, и здесь коммуникация бренда важна не меньше, чем на красной дорожке. Я работаю совместно с отборщиками и кураторами программ и формирую медийный образ фестиваля. Каждый фестиваль приходит с новыми смыслами и отражает вызовы времени. Часто творческое высказывание в кино или другой креативной сфере совпадает с настроениями и тенденциями в графическом дизайне. Киноманы знают это и заранее стараются по графическим подсказкам угадать, что их ждет на новом фестивале.

В ММКФ я работаю над дизайном программ и ретроспектив. Концепция всех программ кинофестиваля должна быть выражена графически, это не должен быть дизайн ради дизайна. На фестивале, соприкасаясь с постерами и каталогами, зрители, а, как правило, это искушенные киноманы, должны уловить почерк работы мастера, которому посвящена программа. Мои насмотренность и вовлеченность помогают добиться этого. Кстати, «Мастера» – это название одной из программ ММКФ. Еще одна программа, «8 с половиной фильмов», по сути, культовая, каждый год все билеты раскуплены заранее. Дизайн этой программы я делаю на протяжении уже 10 лет, и каталог ее стал неотъемлемой частью кинопоказов. За ним даже «охотятся» зрители, которые из года в год собирают и коллекционируют эти каталоги.

— И еще один выделяющийся проект в вашей карьере – национальный конкурс «Мисс Россия» – крупнейший проект в области красоты, который обладает эксклюзивными правами на представление нашей страны на крупнейших международных конкурсах красоты «Мисс Мира» и «Мисс Вселенная».

— Финал конкурса — это ежегодный перформанс, феерия, изюминкой которого является каталог с 50 участницами, которые предстают в определенных образах. В этом проекте я разрабатываю всю визуальную составляющую.

Каждый год дирекция конкурса утверждает тему, которая имеет свое графическое отображение. Вот некоторые из них: четыре стихии, неон, космос, цветочный сад, бурлеск. Каждый раз это совершенно новая задача. Оформление площадки видео и сценография состоят из элементов моего дизайна. Предварительно я делаю эскиз для фотографа с нюансами фотосессии: свет, ракурс, движение или статика.

Участницы конкурса приезжают со всех уголков нашей страны за две недели до финала конкурса. И за это время нужно успеть провести фотосессию, отобрать фото девушек, создать уникальный дизайн, который отображает тему мероприятия. И напечатать каталог. Каждый год все коллеги находятся в жутком напряжении и нужно быть готовым быстро реагировать на любые изменения.

Сабина Абасова

Вся лента