«Качество технических решений играет серьезную роль при разработке современного программного обеспечения»

Даниэль Халиулин о своем опыте в техническом менеджменте

Несмотря на стремительную цифровизацию бизнеса в разных сферах, только небольшое число компаний перешли на онлайн-формат как основной способ взаимодействия с клиентом. Клиенты выдвигают повышенные требования к тому, как компания выстраивает взаимодействие с ними. Какие инженерные решения нужны, чтобы сделать общение бизнеса со своей аудиторией через приложение более продуктивным и удобным для пользователя, рассказывает технический менеджер продукта Даниэль Халиулин.

Фото: предоставлено Даниэлем Халиулиным

— Даниэль, вы запускали цифровую систему управления маркетинговыми кампаниями в Zain Kuwait (Зейн Кувейт), одном из крупнейших операторов сотовой связи в Кувейте: в нем работают около 7000 сотрудников, а число клиентов — 2,6 млн. Можете рассказать, в чем заключались ваши задачи и насколько сложно работать в иностранных проектах?

— Работать не сложнее и не легче, чем в проектах внутри своей страны, если подходить к делу ответственно.

В зону моей ответственности входило много задач. Я выявлял и согласовывал требования: общался с заказчиками из Turkcell (Туркселл) и Zain Kuwait, получал их требования, описывал и вел диалог до утверждения клиентом. Придумывал, как технически реализовать бизнес-требования, которые получил от заказчиков, описывал технические задания и вел всю документацию по проекту.

Еще на моих плечах лежала постановка задач — я описывал и объяснял разработчикам, что именно необходимо сделать. Контролировал процесс разработки на всех ключевых этапах. И, конечно, управлял решением проблем — устранял препятствия, которые возникали на пути к результату, активно участвуя в технических обсуждениях. В конце проекта я презентовал результаты работы команды руководству и другим заинтересованным лицам.

Таким образом, в роли системного аналитика и разработчика я обеспечил ряд доработок и запустил рабочую систему. Она значительно расширила маркетинговые возможности заказчика, что привело к повышению выручки.

— Это не единственный случай, когда созданное при вашем участии решение помогло компании улучшить бизнес. Известно, что в другой компании вы разработали цифровое решение, идею которого придумали сами, и оно помогло запускать маркетинговые кампании быстрее и c большим удобством для пользователей. Почему ваши технические решения встречают отклик у работодателей и заказчиков?

— Думаю, за счет их грамотности и внимания к деталям. В гигантах рынка возникают повышенные требования к качеству технических решений, которых приходится принимать много. Мои технические решения были грамотными за счет разностороннего технического опыта, глубины погружения в проблематику и вовлеченности. Моя цель — делать свою работу на высоком уровне.

Качественное техническое решение клиент может иногда ощутить на себе. Например, когда мы выполнили ряд оптимизаций по ускорению запуска приложения, пользователи отмечали, что приложение стало работать быстрее. Однако часть таких решений скрыта от глаз клиента, и их результаты он может ощутить только косвенно, что не умаляет их важности.

— Ваша должность называется технический менеджер продукта. Звучит как что-то новое для рынка России. Расскажите, что входит ваши обязанности и высоки ли требования к соискателям?

— Да, должность действительно новая для российского рынка. Она актуальна для компаний, делающих технически сложные продукты. Эта роль подразумевает высокие технические компетенции и одновременно с ними развитые продуктовые навыки. Как можно понять из названия должности, она находится на стыке управления и технологий.

От такого специалиста обычно ждут умения управлять инженерами, ставить задачи техническим специалистам, координировать группу, в которую входит множество команд. А еще компетентно генерировать идеи, описывать их одинаково понятно для инженеров и руководства; отсеивать те мысли и концепции, которые бесперспективны; выполнять аналитическую работу, грамотно презентовать вышестоящим коллегам и всем заинтересованным лицам.

Так как роль технического менеджера продукта довольно новая, то общепринятых требований еще не существует. Однако можно сказать точно: нужны сильные технические компетенции в какой-то из областей сферы информационных технологий и реальный практический опыт в роли менеджера продуктов или проектов.

Именно такой опыт я получил за годы моей работы в сфере информационных технологий. До того, как пришел на текущее место работы, я более 10 лет трудился инженером, администратором и разработчиком в нескольких разносторонних проектах. Навыки, приобретенные на прошлых местах работы, и сейчас помогают мне находить компромиссы между подразделениями компании, доносить задания до исполнителей так, чтобы они поняли, чего от них хотят. А благодаря предшествующему опыту взаимодействия с бизнес-заказчиками я могу представлять руководству идеи и пути их решения, понимать требования клиента и, следовательно, экономить силы и время.

— Обладая такой высокой квалификацией, вы помогаете коллегам стать более эффективными сотрудниками?

— Да, конечно. За последнее время я вырастил двух уверенных системных аналитиков из вчерашних студентов без опыта. У компании теперь есть высококлассные специалисты, которые удовлетворяют всем внутренним требованиям, ребята продолжают совершенствоваться как специалисты, и это прекрасно для них и для компании.

Разработчик одной из моих команд сейчас уверенно трудится на позиции Technical Product Manager технический менеджер продуктов). Чуть более полугода работы под моим руководством, и он возглавил команду, которая решает сложные технические задачи.

— А более опытным коллегам вы помогаете?

— Да, я консультирую как технический эксперт по многим задачам. За время своей карьеры я участвовал в разработке десятков функций — от сторис до модуля инвестиций. У меня хорошо получается проанализировать и «подсветить» слабые места, предложить оптимальные варианты. Аналитики пользуются моей экспертностью для оценки и улучшения эффективности новых технических решений.

— Вы обучаете или консультируете кого-то вне основной деятельности?

— Непосредственно обучением и консалтингом сторонних специалистов не занимаюсь, но делюсь опытом, выступая на профильных конференциях.

Например, на DevOpsConf 2023 — одной из крупнейших конференций в сфере информационных технологий в России — рассказывал об улучшении надежности и особенности мониторинга в мобильных приложениях. Грамотно построенный мониторинг позволят обнаружить проблемы ещё до того, как клиенты сами обратят на них внимание. В сентябре буду выступать с докладом на еще одной крупной конференции.

В 2022 выступал в панельной дискуссии с представителем Америабанка (крупнейшего банка Армении) на митапе в Ереване. На основе собственного опыта рассказывал о том, как и с помощью чего сделать мобильные приложения более надежными и быстрыми, удобными для пользователя.

— Даниэль, какие перспективы видите для себя? Совершенствовать технологии дальше? Или есть глобальные идеи и замыслы?

— Хочу развиваться как технический управленец. Мне нравится работать на стыке бизнеса и технологий, нравится, когда требования к техническому качеству высоки и бизнес заинтересован в их удовлетворении.

В ближайшее время хочу больше концентрироваться на технической стратегии — на том, как она разрабатывается и реализуется в реальных условиях. Безусловно, такая работа потребует дополнительного обучения и усилий, но это мне действительно интересно.

Елена Аронова

Вся лента