Так исчезают экспонаты
Бронзу Бенина показывают напоследок в Кёльне
В Кёльне в этнографическом музее Раутенштрауха-Йоста проходит выставка бронзы Бенина. Это один из самых необычных музейных проектов в мире: экспонаты редеют буквально на глазах, чего не скажешь о скандалах, связанных с колониальными войнами и реституцией,— их количество только увеличивается. Рассказывает Алексей Мокроусов.
Немного есть на свете выставок, где едва ли не главным экспонатом становится пустая витрина. Еще меньше выставок, где экспонаты исчезают на глазах.
Выставка бронзы Бенина в кёльнском музее Раутенштрауха-Йоста построена по такому непривычному принципу: три витрины уже пусты, хоть и освещены, остальные работы — головы правителей, сосуды, латунные доски с рельефами, скульптурные группы со сценами жертвоприношений или войны — также должны постепенно покинуть выставочные залы к закрытию. И хотя все показываемое — собственность музея, никто не собирается разыскивать исчезающее. Более того, музей расстается с ним добровольно. До конца года в Нигерию, на территории которой раньше находилось Королевство Бенин (не путать с нынешним Бенином!), должно вернуться 52 предмета, остальные 37 будут пока что храниться в Кёльне на условиях долгосрочной аренды.
Происходящее в Кёльне — часть большой программы по возврату в Нигерию сокровищ, вывезенных оттуда англичанами. В 1897 году они бомбардировали, а затем разграбили королевскую столицу, дворец верховного правителя «оба» по имени Омонрамвен тоже не пощадили, сам город был сожжен, а правитель отправлен в ссылку в провинцию. Независимая, порой непоследовательная политика Омонрамвена сильно досаждала англичанам. Тем не менее это была не «обычная» колониальная война, а классическая карательная экспедиция, полномасштабная месть за уничтоженный бенинцами годом ранее английский отряд из 250 человек. Отомстить за его гибель англичане и выслали 1,5 тыс. солдат и несколько кораблей.
Все это позволяет сегодня критикам возвращения ценностей говорить не о «похищенном» искусстве, но о типичных военных трофеях, тем более что и искусством-то это мало кто тогда считал, больше предметами культа. В любом случае первая Гаагская конвенция о законах и обычаях войны была принята лишь два года спустя, в 1899 году; все, что происходило с «перемещением» культурных ценностей прежде — включая печально знаменитые ограбления европейских музеев Наполеоном и затаривание им египетскими сокровищами Лувра,— как бы и не в счет.
Четыре тысячи предметов то ли культа, то ли искусства — по другим оценкам, меньше трех тысяч — вывезли в Лондон, где их начали продавать на аукционах, чтобы покрыть военные расходы. Остальное в течение десятилетий переправили в Европу и Северную Америку торговцы и путешественники. В результате десятки музеев и частных коллекций по всему миру оказались владельцами так называемой бенинской бронзы — на самом деле большая часть ее сделана из латуни. То, что поначалу мало кого интересовало на арт-рынке, сегодня стоит миллионы долларов. Немалую роль в пропаганде африканского искусства сыграл европейский авангард, прежде всего немецкие экспрессионисты и французские кубисты, изображения африканских скульптур можно увидеть на многих полотнах начала века. Среди музеев впереди, конечно же, Англия, в одном лишь Британском музее — 700 бенинских экспонатов. После Второй мировой войны музей даже продавал латунные доски из Бенина, ошибочно считая их дубликатами,— большую часть купило правительство Нигерии, вот пример отношений между колонизатором и колонизируемым.
В нашем веке история этого откровенного грабежа привела сначала к международному скандалу, породившему полемические публикации на всех языках, а затем и к принятию решения вернуть Нигерии ее бывшую собственность.
В прошлом году министры иностранных дел Германии и Нигерии подписали договор о передаче 1130 предметов, часть экспонатов уже вернулась в Африку. Один лишь Этнографический музей Берлина вернет 500 единиц, правда, треть из них останется в немецкой столице на временном хранении в течение десяти лет, их показывают сейчас в Форуме Гумбольдта.
«Прощальные» выставки бенинского искусства проходят по всей Германии, от Гамбурга до Дрездена, от Франкфурта до Лейпцига (там, в музее Грасси, 200 бенинских предметов; всего их в Саксонии — 263), но вряд ли где еще экспонатам уготована участь возвращаться на родину прямо из зала, как в Кёльне. Хотя время возвращения и обозначено 2023 годом, на деле все может затянуться. Немцы готовят за свой счет нигерийских специалистов, в Нигерии должны появиться выставочные залы и запасники, оборудованные по последнему слову техники. А последние новости вновь растревожили общественность — президент Нигерии подтвердил частный характер собственности, возвращенное передается потомкам «оба» в их дворец.
Кстати, 36 из увезенных из Бенина предметов оказались в итоге в петербургском Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, известном как Кунсткамера. Это крупнейшая коллекция бенинского искусства в России. B 1900 году Кунсткамера получила их в дар от профессора Лейпцигского университета Ганса Мейра. Интересно, поднимался ли вопрос о передаче этого дара в последние месяцы, полные повышенного внимания африканских политиков к России и наоборот.