Содружество независимых клиентов
Российские компании могут занять определенную долю рынка финтех-услуг в СНГ
Санкционное давление вынуждает российский бизнес искать новые возможности для развития. Новым трендом в нынешнем году стал выход российских финтех-компаний в страны СНГ, где динамично развивается рынок финтех-услуг, а налоговое законодательство лояльно в отношении технологичных компаний. Одни игроки рассматривают СНГ как новый динамичный рынок, другие — как хаб для продвижения в страны Азии и Ближнего Востока. И, разумеется, и те и другие рассчитывают на прирост клиентуры. При эффективной стратегии российские финтех-компании могут занять значительную долю рынка в регионе.
Расширение базы
«Мы наблюдаем рост количества запросов в связи с выходом российских финтех-компаний на новые рынки в странах СНГ»,— говорит руководящий юрист BIRCH LEGAL Александр Ростовский. В частности, на один из самых динамичных и крупнейших в Центральной Азии рынок финтех-услуг Казахстана, а также перспективные рынки Узбекистана и Киргизии. В основе активно растущего интереса, продолжил эксперт,— благоприятный инвестиционный климат и содействие со стороны государства, например в лице Международного финансового центра «Астана».
«Российский финтех лучший в мире, и потому грех наши решения не экспортировать, тем более что спрос в СНГ есть, и высокий» — так коммерческий директор SafeTech Дарья Верестникова объяснила, почему ее компания решила в 2023 году начать экспорт своих решений (мобильную цифровую подпись для подтверждения трансакций в каналах дистанционного банковского обслуживания) в страны СНГ.
По словам генерального директора iFellow Александра Молодцова, в начале 2022 года компания вышла в Великобританию и страны Евросоюза. В условиях санкционного давления ориентиры изменились: теперь на повестке Казахстан, Киргизия, в планах — Узбекистан.
Для финтех-компаний важнейшей задачей является расширение клиентской базы. Один из путей — международное развитие. По данным ЦБ РФ, по состоянию на 1 августа 2023 года в России работает 360 кредитных организаций, то есть за последние десять лет число российских банков сократилось втрое.
Банковский рынок СНГ, безусловно, не является рынком, откуда пойдет вал клиентов, там нет космических денег, замечает управляющий RTM Group Евгений Царев. На начало августа 2023 года в Узбекистане действовало 35 банков, в Киргизии — 24, в Армении — 17, в Казахстане — 21, в Белоруссии — 24. Но по оценкам экспертов, выход в страны СНГ на треть увеличивает число потенциальных клиентов.
К тому же рынок СНГ, в отличие от европейского и азиатского, дает возможность заключать договоры с заказчиками напрямую, без открытия филиала или иного представительства, добавляет Дарья Верестникова. В итоге путь до клиента обходится существенно дешевле.
Технологичный Казахстан
При этом все опрошенные эксперты указали, что уровень развития технологий и, соответственно, перспективы внедрения отечественных финансовых технологий в странах СНГ различны.
Наиболее технологически развит в сравнении с остальными странами региона Казахстан. По словам лидера практики технологического консультирования ДРТ Тимофея Хорошева, уровень цифрового развития там сопоставим с российским, а в части электронных государственных сервисов порой и выше.
Согласно исследованию компании red_mad_robot central asia, 86% населения Казахстана активно пользуется онлайн-банкингом. Больше 14 млн человек обслуживаются через удаленные банковские системы. Банки Казахстана, говорится в исследовании, конкурируют в создании платформенных сервисов, объединенных в единую экосистему.
Тренд на мобильный банкинг появился после успеха Kaspi, который запустил собственную платежную систему и маркетплейс. В 2021 году суперапп Kaspi по соотношению суточной аудитории к месячной обходил в Казахстане Amazon, «Тинькофф» и PayPal. «Через Kaspi.kz можно оплачивать любые покупки с помощью QR-кода, что позволяет сервису конкурировать с Google и Apple Pay»,— отмечает юрист Uppercase Legal Тамрин Дарбаков.
Кроме технологичности может похвастать Казахстан и благоприятной обстановкой для иностранных инвесторов: специальные соглашения позволяют зафиксировать на 25 лет правила налогового и трудового законодательства, а также получить налоговые льготы. Кроме того, Международный финансовый центр «Астана» руководствуется британским общим правом. По уровню экономической свободы в рейтинге Fraser Institute за 2021 год Казахстан занимает 55-е место — это ниже Франции, но выше Словении.
Налоги, впрочем, нельзя назвать самыми низкими в СНГ: ставку налога на прибыль в Казахстане увеличили в 2023 году до 25% (в России — 20%), НДС — 15% (в России — 20%). Исключение составляют IT-компании—резиденты Astana Hub, для которых предусмотрена нулевая ставка по большинству налогов.
В Казахстане очень высока конкуренция с локальными игроками и широко представленными там западными, указывает Дарья Верестникова, и потому это направление бизнеса вряд ли можно назвать оптимальным для российских финтех-компаний.
И все же крупные российские финтех-компании стремятся обосноваться в Казахстане. Например, «БКС Финтех Казахстан», связанная с российской финансовой группой БКС, недавно анонсировала свое членство в Astana Hub, напомнил Александр Ростовский.
Эволюционирующий Узбекистан
По словам Тимофея Хорошева, одним из наиболее перспективных рынков для российских финтех-игроков может стать Узбекистан. В стране насчитывается 31 млн интернет-пользователей (на более чем 35 млн населения), 43% населения имеют банковские счета. В стране больше банков, чем в других странах СНГ.
Правительство Узбекистана поддерживает цифровизацию финансовой отрасли, реализуя стратегию «Цифровой Узбекистан 2030», рассказывает генеральный директор группы «Иннотех» Дмитрий Харитонов, чья компания сотрудничает с финансовыми компаниями Узбекистана. Регион с интересом смотрит на опыт России как пример технологического суверенитета, подытожил эксперт.
По прогнозу в течение ближайших пяти лет 95% банковских операций будет осуществляться через цифровые каналы, а рынок мобильных платежных сервисов будет расти на 20% ежегодно, указывает юрист практики по разрешению споров RGD International Central Asia Александр Назаров.
«При выходе на рынок Узбекистана конкуренция для российских компаний, оказывающих услуги банковскому сектору, невелика: локальные игроки недостаточно технологичны, представленные западные решения порой проигрывают российским по многим параметрам»,— говорит Дарья Верестникова. По ее словам, бизнес- и налоговый климат в Узбекистане достаточно благоприятны. НДС — 12%, налог на прибыль — 15% (7,5% — для работающих в сфере электронной коммерции), тогда как в России — 20%. В 2019 году в стране открыт IT-парк, для резидентов которого предусмотрены налоговые льготы: нулевая ставка корпоративного и социального налога, пониженная ставка подоходного налога — 7,5%.
Российские финтех-игроки начали приходить в Узбекистан задолго до событий 2022 года. Например, уже много лет в стране работает имеющий российские корни суперапп Humans.
Концепция развития Киргизии
Еще одной страной, перспективной для российских игроков, является Киргизия, банковская и национальная платежная системы которой претерпели существенные изменения за последние годы.
В 2020 году в республике приняты концепция развития цифровых платежных технологий, программа по увеличению доли безналичных расчетов, проводится поэтапная модернизация национальной платежной системы «Элкарт», в 2022 году запущен «Элкарт Рау». По данным местного регулятора, по состоянию на 1 мая 2023 года в Киргизии выпущено 5,8 млн карт (на 6,5 млн населения), за год их число увеличилось на 39,6%.
С 2020 года в стране действует регуляторная песочница для упрощения внедрения новых технологий на рынок банковских услуг. Участникам песочницы выдается лицензия. ЦБ республики ведет активную работу по внедрению цифрового сома. Ставки налогов невысоки: НДС — 12%, налог на прибыль — 10%.
Неудивительно, что Киргизия представляет интерес для российских финтех-компаний. Например, внедрениями инноваций для модернизации фондового рынка в масштабе республики занимается российская компания «Винвестор».
Консервативная Белоруссия
На первый взгляд рынок республики является наименее перспективным в СНГ для выхода российских финтех-игроков. По мнению Тамрина Дарбакова, связано это с его узостью и, как следствие, перенасыщением. Сказываются санкции, действие которых в разной степени коснулось 54% национальных финтех-стартапов, у 41% из них снизилась выручка.
Налоговый режим в республике далек от благоприятного. Ставка по налогу на прибыль с 1 января 2023 года увеличена до 20%. При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных компаний, не являющихся налоговыми резидентами, НДС платит покупатель. Впрочем, в Белоруссии есть парк высоких технологий, освобождающих своих резидентов от НДС, налога на прибыль и налога на недвижимость.
В то же время популярность банковских услуг у населения страны постепенно растет, эмиссию карт можно назвать значительной. На начало 2023 года в стране выпущено 18 млн карт (на более чем 9,2 млн населения), за год их число увеличилось почти на 15%.
По данным белорусской IT-компани «Тэнит» (TenIT), после ухода из республики иностранных поставщиков наблюдается взрывной рост спроса на российские решения, причем банковский сектор является наиболее активным покупателем.
Белорусские IT-решения, продолжили в «Тэнит», могут удовлетворить лишь малую часть потребностей финансового рынка, поэтому кредитные организации страны подчас выбирают между конкурирующими российскими продуктами. Кроме того, в 2023 году в стране принят ряд нормативных документов по построению систем информационной безопасности в ключевых компаниях, в первую очередь в банках. Изменение регулирования потребует инвестиций локальных игроков в свою IT и ИБ-инфраструктуру. Поэтому в ближайшие годы спрос на российские решения будет только расти.
«Белорусский рынок невелик, но это не значит неинтересен, его игроки консервативны, и потому имеет смысл заходить туда через партнерство с локальными дистрибуторами, имеющими отлаженные каналы продаж»,— замечает Дарья Верестникова.
Небольшая Армения
По мнению экспертов, наименее перспективной для выхода на рынок сейчас является Армения. «Медленное развитие цифрового банкинга в Армении связано с ее географическим положением и культурными особенностями, жители предпочитают личное взаимодействие во всех вопросах, включая банковские,— объясняет Тамрин Дарбаков.— Население делится на тех, кто пользуется банковскими картами, платежными сервисами Google и Apple Pay, электронными кошельками и платит посредством QR-кода, и тех, кто пользуется исключительно физическими деньгами».
Однако популярность банковских продуктов в стране растет за счет релокантов из России. В прошлом году количество карт в стране выросло на 28,9% и достигло 3,1 млн (при населении 3 млн), количество безналичных сделок на конец 2022 года составило 69% в общем объеме (в сравнении с 48% на конец 2019 года), число POS-терминалов увеличилось за год в 2,7 раза.
Налоги в стране нельзя назвать низкими. НДС 20%, налог на прибыль 18%, подоходный налог 21%, налог с оборота — до 5%. Что касается льгот для IT-компаний, то они есть лишь для IT-стартапов численностью до 30 человек.
В то же время, рассказывает Тимофей Хорошев, в Армении запущен российский агрегатор такси, наблюдается рост платежей, кредитования, поэтому емкость рынка финтех-услуг может вырасти за счет увеличения числа российских пользователей, привыкших к использованию таких сервисов.
Большой потенциал
Большинство стран СНГ менее технологичны, чем Россия, однако ситуация меняется, и в среднесрочной перспективе, полагает Александр Молодцов, у рынка финтех-услуг в СНГ большой потенциал.
Тимофей Хорошев уверен в расширении сегментов платежей, инвестиций и кредитования на финансовом рынке СНГ. При эффективной стратегии российские финтех-компании могут занять значительную долю рынка в регионе.