«Северская домна» стала открытием года

В Екатеринбурге прошел масштабный форум V национальной премии «Корпоративный музей», в котором приняли участие около 200 делегатов со всей страны. Основным событием мероприятия стала защита 160 проектов, вошедших в шорт-лист конкурса по 18 номинациям. Одним из лауреатов премии в номинации «Открытие года» стал музейный комплекс «Северская домна» из Полевского, расположенный на территории Северского трубного завода (СТЗ, входит в Трубную металлургическую компанию). Специальный приз экспертного жюри получил проект второй очереди реконструкции музейного комплекса, открытие которой состоялось в прошлом году.

Фото: Пресс-служба ТМК

Основу музейного комплекса «Северская домна» составляют исторические постройки XIX века: здание железоделательного завода 1842 года, в котором сегодня находится экспозиционный зал музея, и доменный цех с уникальной печью — монументальным шедевром промышленной архитектуры середины XIX века. В 2024 году Северскому трубному заводу исполняется 285 лет, музейному комплексу 15 лет.

Суммарная площадь музейного комплекса составила более 8 тыс. кв. метров. На территории находятся два исторических здания, экспозиция под открытым небом и Спасо-Преображенская часовня.

Реконструкция музея началась в 2020 году и была приурочена к 350-летию со дня рождения первого российского императора Петра I. В рамках проекта были восстановлены исторические помещения, общая площадь здания увеличилась на 1,2 тыс. кв. метров. В здании бывшей кричной фабрики, построенной в 1842 году, разместилась галерея. В залах появилось новое многофункциональное пространство с современным мультимедийным оборудованием для проведения культурных и деловых мероприятий. При этом первозданный облик здания сохранился. На реконструкцию второй очереди было направлено более 200 млн руб.

У «Северской домны» самая высокая степень сохранности на Урале среди всего индустриального наследия, рассказала руководитель музейного комплекса «Северская Домна» Анна Трепалова. «Сегодня мы здесь демонстрируем уникальный маршрут, аналогов которого в России нет. Он называется “Металлургия сквозь века: от кричного молота до цифрового завода”. Это возможность увидеть аутентичное производство металлургии XIX века, а после вживую — современное цифровое высокотехнологичное производство стальных труб, где магия живого металла, безусловно, завораживает»,— поделилась Анна Трепалова.

На территории выставочного комплекса проходят лекции и презентации знаменитых писателей. Известный писатель Алексей Иванов обращался к «Северской домне» при создании документально-исторической фотокниги «Горнозаводская цивилизация». Пространства музейного комплекса востребованы для киносъемок. Так, в 1980-е гг. уральский режиссер Ярополк Лапшин снимал здесь сериал «Демидовы». В 2019 году «Северская домна» стала одним из мест съемки сериала Юрия Мороза «Угрюм-река», а в массовых сценах были заняты в том числе сотрудники завода.

О конкурсе «Корпоративный музей»

Впервые конкурс «Корпоративный музей» состоялся в Перми в 2018 году. За время проведения на конкурс было представлено 365 проектов от 184 участников. На сайте конкурса зарегистрировано 126 музеев.

«Если вначале сообщество корпоративных музеев России было достаточно неустойчивым: мы не понимали сколько нас, к какой структуре и среде относимся,— то благодаря конкурсу мы увидели друг друга. Мы теперь понимаем, что нас в стране очень много. Цифры на самом деле ошеломляющие — 5 тыс. корпоративных музеев. Представляете, какое огромное индустриальное богатство они хранят у себя»,— отметила Анна Трепалова.

По ее словам, экспонаты и пространство таких исторических центров рассказывают как о прошлом предприятий, так и об исторических эпохах целых отраслей.

Перед премией «Корпоративный музей» организаторы и спонсоры (главный партнер — ТМК) ставят амбициозные задачи. В первую очередь, дать возможность корпоративным музеям заявить о себе, показать свои проекты и наладить контакты. Во-вторых, внедрить культуру корпоративных музеев в массы, дать обывателям познакомиться с производством изнутри, вызывать интерес к заводским профессиям со школьной скамьи.

«Спрос на промышленный туризм в России растет вместе со спросом на внутренний туризм. Все чаще люди желают узнать, что и как производится. Это напрямую, на мой взгляд, влияет на чувство патриотизма. Когда, к примеру, шестилетний ребенок может прийти в корпоративный музей и своими глазами увидеть станки. Он может их потрогать, где-то даже учуять специфические запахи. И вот на этом этапе формируется отношение, а в более осознанном возрасте — желание выбирать профессии, связанные с производством. Ведь современные предприятия чистые и высокотехнологичные»,— подчеркнула Анна Трепалова.

ПАО «ТМК»

Реклама

Вся лента