Недорого и со вкусом

Россияне все чаще выбирают сыр под частными марками ритейлеров

Производство сыров в России в первом полугодии 2023 года увеличилось на 16,8%, до 376 тыс. тонн, подсчитали в Росстате. По прогнозу Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, к 2030 году производство сыров в России может превысить 1 млн тонн, а потребление — увеличится с 7 до 9 кг на человека в год (по итогам 2023 года рост может увеличиться на 5% год к году). Однако пока производители наращивают ассортимент и выпуск сыров, для покупателей в условиях изобилия этой продукции принципиальным становится вопрос цены. Этот тренд хорошо улавливают ритейлеры, отмечая, что россияне все чаще делают выбор в пользу СТМ — собственных торговых марок или частных марок (брендов, которые принадлежат торговой сети).

Так, согласно аналитике сети «Пятерочка» (входит в X5 Group), с начала года россияне приобрели 37 млн упаковок различного сыра СТМ «Свежий ряд», а доля марки в общем обороте категории составляет 14%.

Руководитель отдела контроля качества СТМ торговой сети «Пятерочка» Елена Генералова отмечает, что рост продаж товаров под собственными торговыми марками стал одним из основных трендов, определяющих развитие FMCG-рынка в 2023 году. Выпускать товары под СТМ экономически выгодно за счет снижения затрат на маркетинг, посредников, логистику и пр. Кроме того, под собственными марками ритейлеры создают продукт, в том числе на основе вкусовых предпочтений покупателей, которые становятся настоящими «хитами».

Так, ритейлер проанализировал, как распределяется спрос покупателей на сыры под частной маркой «Свежий ряд». Фаворит россиян — сыр чечил, а на втором месте оказался мягкий адыгейский сыр. Любопытно: пик продаж в категории преимущественно приходится на холодное время года, а летом наоборот — потребление сокращается.

«Сыры под СТМ у различных ритейлеров пользуются большой популярностью среди покупателей — в первую очередь за счет доступной цены при сохранении отличных вкусовых характеристик и высокого качества самой продукции»,— рассказывает директор департамента собственных торговых марок «Пятерочки» Елена Рудова.

У продуктов СТМ, помимо цены, которая в среднем на 30% ниже брендовых аналогов, есть еще одно преимущество — надежные поставщики с репутацией, проверенной временем. При этом ритейлер может контролировать процесс создания продукта на всех этапах: от разработки качественных характеристик до лабораторных исследований и выкладки на полке.

Сыры для различных ритейлеров производят на региональных заводах. Так, к примеру, для торговой сети их поставляют Красногвардейский молочный завод, входящий в четверку крупнейших предприятий по переработке молока в Адыгее, а также молочный завод «Тамбовский», являющийся одним из крупнейших производителей рассольных сыров на юге России. Предприятия изготавливают продукцию исключительно из цельного коровьего молока, и весь процесс находится под контролем ритейлеров.

«При выпуске продуктов под СТМ контролируются все этапы их создания. В техническом задании на продукт прописано все, начиная от органолептических свойств (вкус, цвет, консистенция), заканчивая нормативными требованиями к безопасности продукции. Это техзадание рассылается всем производителям, которые хотят участвовать в конкурсе. Далее они присылают образцы, которые обезличиваются, их дегустируют и выставляют оценки. В результате выбирается лучший продукт, который набрал максимальное количество баллов. Далее наша команда отправляется на производство компании-победителя, где тщательно проверяет, как соблюдаются требования по пищевой гигиене и санитарии. Если производитель устраивает нас, начинается сотрудничество»,— рассказывает Елена Генералова.

Кроме того, сотрудники отдела контроля качества СТМ «Пятерочки» регулярно отбирают образцы продуктов под собственными торговыми марками, которые уже присутствуют на полках магазинов, и проверяют их качественные характеристики. Еще один инструмент контроля качества, который внедрили недавно,— рейтинг потребителей. Каждый покупатель может оценить продукт в мобильном приложении. Таким образом, если какой-то товар по итогу голосования опускается вниз, в сети начинают разбираться, что с ним не так, почему он не нравится покупателю. И при необходимости производитель дорабатывает рецептуру.

Средняя оценка сыров под маркой «Свежий ряд» в приложении «Пятерочка» составляет 4,9 баллов из 5.

Высокую оценку продуктам, выпускаемым под СТМ, дают и сами производители. «В последние годы мы научились развиваться в тандеме с сетевыми магазинами, думать, как удовлетворить запросы покупателей: дать людям лучший продукт по взвешенной цене. И могу с уверенностью констатировать, что ритейлеры сотрудничают с пулом поставщиком, которые работают честно. Мы никогда не подводили и заслужили доверие покупателей. Именно поэтому наша продукция, в том числе выпускаемая под частными марками торговых сетей, пользуется популярностью. Люди сегодня образованные, их не обманешь»,— резюмирует коммерческий директор Красногвардейского молзавода Руслан Тешев.


Наши оперативные новости и самая важная информация — в Telegram

Вся лента