Окна оставляют приоткрытыми
Корпоративные потребители не спешат отказываться от Microsoft
В августе стало известно, что американская Microsoft перестанет продлевать подписки корпоративным клиентам в России с конца сентября. В официальных комментариях крупные интеграторы и дистрибуторы говорят, что коробочные версии ОС, которые были закуплены еще до начала военной операции, с одной стороны, подходят к концу, а с другой — пользуются небольшим спросом: их продажи по итогам первого полугодия упали на 78% год к году. Тенденцию связывают с отсутствием техподдержки и переходом компаний на российский софт. Но источники “Ъ” на IT-рынке говорят, что переход на отечественные ОС и в корпоративном, и в государственном сегментах идет медленно, аналогичная ситуация и в B2C.
Быстрый рост
Крупнейшие разработчики российских операционных систем по итогам первого санкционного 2022 года отчитывались о рекордных выручках. Так, согласно данным «СПАРК-Интерфакса» и официальным заявлениям компаний, по итогам прошлого года выручка «Русбитех-Астра» (ОС Astra Linux) выросла в 2,5 раза год к году и составила 5,39 млрд руб., чистая прибыль — 3 млрд руб., что в 2,8 раза больше год к году. Выручка «Базальт СПО» (ОС «Альт») по 2022 году составила 893 млн руб. (+173% год к году), чистая прибыль — 492 млн руб. (+418% год к году). В свою очередь, выручка «Ред Софт» (ОС «Ред») — выросла на 122%, до 1,3 млрд руб., чистая прибыль — на 95%, до 160 млн руб.
Положительные результаты показали и разработчики офисных пакетов: чистая прибыль ООО «Новые облачные технологии» («МойОфис») составила 3,3 млрд руб. (+295,6% год к году). По данным kartoteka.ru, выручка «Алми Партнер» (AlterOffice, AlterOS) выросла на 165,1% год к году, до 940,3 млн руб.
Такие показатели представители компаний и отраслевые эксперты ожидаемо связывали с ажиотажным спросом на российский софт, который, с одной стороны, подстегивался публичными заявлениями зарубежных компаний об отказе работы с российскими контрагентами, а с другой — постепенно ужесточающимися требованиями правительства в части замещения зарубежного программного обеспечения. Это в том числе программы цифровой трансформации ведомств и госкомпаний, которые предполагают постепенное увеличение доли российского софта на инфраструктуре.
Одно из самых жестких требований власти ввели в марте 2022 года. Тогда президент РФ Владимир Путин подписал указ №166, который предполагает, что субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ; банки, телекомкомпании, ТЭК и др.) должны с 31 марта 2022 года прекратить закупки зарубежного ПО, а с 2023-го — остановить его использование на своей инфраструктуре. Впрочем, реалистичность исполнения этих требований в срок до сих пор вызывает разногласия у регуляторов и бизнеса. Представители топливно-энергетического и финансового комплексов, ссылаясь на трудности замещения системного ПО, просят сдвинуть сроки.
Совокупность этих двух факторов — протекционистских мер правительства и отказа зарубежных вендоров, а также еще досанкционный тренд на увеличение инвестиций государственных и частных предприятий в цифровизацию — позволяет аналитикам прогнозировать продолжение роста выручки российских софтверных предприятий за счет спроса госзаказчиков.
Так, Strategy Partners в своем сентябрьском прогнозе предполагает, что до 2030 года среднегодовой темп роста (CAGR) российского IT-рынка будет составлять 12%. Еще одним фактором его роста в течение ближайших лет может стать замещение частными компаниями, не попадающими под действие большинства протекционистских мер, зарубежных операционных систем и офисных пакетов, в первую очередь от Microsoft, доля которых на инфраструктуре российских компаний все еще велика.
С широко раскрытыми окнами
Судя по официальным заявлениям российских IT-интеграторов и дистрибуторов, среди которых Softline, «Крок» и «Марвел», по итогам первого полугодия продажи цифровых копий Windows в России упали почти на 80%, а складские запасы этого софта, которые были закуплены еще до начала санкций, подходят к концу. Но источники “Ъ” на IT-рынке говорят, что на деле российские корпоративные потребители продолжают закупки лицензий на ПО от Microsoft через посредников в СНГ. Оценить объемы «обходных» закупок представители IT-компаний и эксперты не берутся, но говорят, что доля софта от Microsoft на инфраструктуре частных российских компаний сейчас доминирует: его доля достигает 80–90%.
Так, архитектор IT-инфраструктуры практики «Стратегия трансформации» «Рексофт Консалтинга» Александр Черный, ссылаясь на исследование J`son & Partners Consulting от 2020 года, говорит, что объем рынка российского офисного ПО оценивался тогда в 38,8 млрд руб., из которых лишь 7% приходилось на российский софт: «На продукты импортного ПО — Microsoft Office, Hancom Office, WPS Office — приходилось 77,5% рынка, на свободное ПО — 15,5%. Вряд ли что-то драматически изменилось на момент объявления Microsoft об уходе».
С этим отчасти соглашается и гендиректор «МойОфис» Павел Калякин: по его словам, в зависимости от сегмента экономики доля клиентов, которые продолжают пользоваться продуктами Microsoft, составляет от 70% до 90%: «"МойОфис" и другие российские разработчики офисного ПО в совокупности занимают 16% рынка». В компании ITentika, ссылаясь на собственные оценки, говорят, что число клиентского софта Microsoft на инфраструктуре заказчиков сохраняется на уровне 80%. «Если говорить про серверные ОС и виртуализацию, их можно оценить в 35–40%»,— говорит директор московского представительства ITentika Сергей Кузнецов.
В корпоративном сегменте основные пользователи иностранного софта сейчас — заказчики, которые не обязаны законодательно переходить на российское ПО, как госсектор и субъекты критической информационной инфраструктуры, у них есть привычные и оплаченные зарубежные IT-решения, и многие из них все еще надеются переждать санкции, говорит соучредитель Vinteo Дмитрий Серый.
Опрошенные “Ъ” участники рынка и эксперты считают, что приверженность российских корпоративных и даже государственных потребителей ПО от Microsoft связана с рядом мер, которые корпорация предпринимала для стимулирования внедрения своих продуктов в школах и вузах, которые получали пакеты ПО с большими скидками или вовсе бесплатно. «Например, Teams активно используют образовательные учреждения для дистанционной работы с учениками, студентами, абитуриентами и преподавательским составом. Соответственно, переход на российский аналог, даже если он куда более функциональный, потребует привыкания к новому интерфейсу и обучения работы с решением»,— объясняет Дмитрий Серый.
Помимо этого существуют и другие причины преобладания Microsoft на инфраструктуре заказчиков, в частности высокая совместимость этого ПО с прикладным программным обеспечением, а также тот факт, что сотрудники организаций различных секторов обучались работать именно с этим софтом.
Выход из зоны комфорта
Переход российских корпоративных пользователей на российское ПО сдерживается не нехваткой мер по его стимулированию со стороны государства, а тем, что потребители за годы использования ПО от Microsoft адаптировали собственную инфраструктуру именно под него, переход же на другие решения потребует времени и инвестиций, рассуждают в Vinteo. Когда компания долго работает на каком-либо продукте, она накапливает экспертизу работы с ним. Переход на новое решение требует от сотрудников новых компетенций. В этом случае у персонала возникает сопротивление инновациям, соглашается глава департамента цифровых решений «Полилога» Людмила Богатырева: «Сейчас российским вендорам необходимо завоевывать доверие заказчиков».
Еще один фактор, который замедляет внедрение российских решений на корпоративной инфраструктуре и у частных заказчиков,— это пиратство софта, популярность которого в России резко подскочила на фоне санкций. В ноябре 2022 года Peer Trace (дистрибутор данных о загрузках контента) подсчитал количество уникальных IP-адресов из РФ, с которых посредством торрентов скачиваются или раздаются пиратские копии Windows и Microsoft Office. Сервис тогда выявил 174 тыс. фактов загрузки и раздачи только в течение 1 ноября. Это на 24,4 тыс. больше, чем в тот же день в 2021-м.
Российские разработчики ОС и офисных пакетов уже предпринимают действия, в результате которых доверие к российскому софту корпоративных и частных потребителей должно вырасти, говорит Александр Черный: «Это наращивание присутствия таких продуктов в потребительском сегменте через торговые сети, выпуск бесплатных версий ПО для домашнего использования и мобильных устройств, ценовую политику, при которой офисные пакеты предлагаются по ценам ниже стоимости продуктов Microsoft, заключение партнерств с вузами».
Хотя доля внедрений российских офисных пакетов и операционных систем на корпоративной инфраструктуре, несмотря на недоверие потребителей, а также необходимость доработки решений, будет расти, аналогичного тренда в потребительском сегменте ждать не стоит, считает технический директор CodeInside Владислав Егоров: «Обычные пользователи не готовы платить фактически за дистрибутивы Linux, которые при необходимости можно бесплатно и легально скачать в интернете».