Не тредом единым жив микроблог
Чем конкуренты Twitter пытаются отличаться от продуктов корпораций
Сервисы микроблогов, ранее считавшиеся нишевыми или экспериментальными, смогли нарастить известность вследствие продажи Twitter Илону Маску. Mastodon и Bluesky обещают пользователям свободу переноса контента и подписчиков и отсутствие человеческого фактора при верификации. Эксперты признают интерес пользователей к подобным решениям, но уверены, что их недостаточно для создания серьезной угрозы уже привычному сервису.
Развитие Twitter (ныне переименован в X) после его покупки Илоном Маском за $44 млрд стало одним из наиболее ярких примеров смены курса управления, предпринятых на рынке социальных платформ в последние годы. Новый владелец ослабил модерацию контента, сократил штат компании и сделал акцент на монетизацию Twitter путем продажи подписок конечным пользователям. В перспективе, которую господин Маск периодически очерчивает в публичных заявлениях, бывший Twitter должен стать «приложением для всего» и объединять функции, пока еще не реализованные на площадке: от видеозвонков до банкинга.
Одним из последствий продажи Twitter стало оживление конкуренции в сфере микроблогов, не наблюдавшейся со времен популяризации соцсетей в 2000-х и 2010-х годах. Компания Meta (ее деятельность по функционированию Facebook и Instagram объявлена в РФ экстремистской и запрещена), которая в последние годы пыталась перестроить свой образ с расчетом на метавселенные и виртуальную реальность, запустила на базе Instagram сервис Threads. Популярность стали набирать и нишевые проекты, как новые, так и ранее существовавшие, призванные воссоздать базовый функционал Twitter.
Вот тебе, блогер, и Юрьев день
Связь между продажей Twitter и сменой его направления развития вызвала всплеск интереса к децентрализированным социальным сетям, которые по своему определению не имеют единого владения или общей политики. Разработчики таких сетей создают не сервис как таковой, а серверное ПО для его работы чаще всего — с открытым исходным кодом. Решение вопросов о правилах каждого отдельного сегмента сети, модерации внутри него и его повседневной работе остаются за администратором каждого из серверов.
Наиболее известным сервисом подобного рода считается Mastodon, разрабатываемый с 2016 года. Пользователь Mastodon может не только выбрать тот сервер, который считает наиболее подходящим, но и переносить свой контент, подписки и подписчиков с одного сервера на другой. По общему правилу использование того или иного сервера Mastodon не ограничивает пользователя в его возможности подписываться на людей с другого сервера и общаться с ними. Администраторы, однако, имеют право ограничивать связь с конкретными серверами — например, если с них поступает спам или если они считают размещаемый контент неприемлемым.
Реализовать переносимость данных обещает и сервис Bluesky, основанный в 2021 году с финансированием от Twitter как экспериментальный проект. Пока что эта сеть существует в виде единственного сервера с регистрацией по приглашениям. Код серверного ПО не является открытым, однако компания публикует код клиентских приложений (тех, с которыми взаимодействует пользователь) и подробности протокола, что должно обеспечивать независимость серверов.
Небольшие соцсети потенциально могут привлечь пользователей, «уже окончательно подсевших на микроблоги», считает гендиректор Epicstars Денис Волков. По его мнению, техническая возможность переноса наработок между площадками поможет последним: «Новым соцсетям будет проще создавать костяк аудитории». Гендиректор КРОС Екатерина Мовсесян, однако, полагает, что массовый пользователь едва ли задумывается о подобных возможностях: «В первую очередь для него важно удобство использования и отсутствие ограничений». Переносимость данных, по ее словам, не избавляет от необходимости придумывать контент, который был бы уникальным для каждой новой площадки: «Поэтому переход в любом случае проявляет необходимость "пересобирать" список своих подписок и подписчиков».
Сам себя верифицируй
Илон Маск еще в процессе обсуждения покупки Twitter высказывал недовольство непрозрачной, по его мнению, системой верификации значимых людей и организаций на платформе. Это привело к фактическому уничтожению существовавшей системы проверки значимости: «синяя галочка», которая раньше выдавалась только знаменитым людям, стала лишь индикатором того, что пользователь X/Twitter оплачивает ежемесячную подписку. Перемены усугубили проблему имперсонации (выдачи человека за того, кем он не является). В сентябре X объявила, что платящие за «галочку» пользователи могут получить дополнительный индикатор «проверенности» — для этого нужно предоставить соцсети документ, удостоверяющий личность.
Как Mastodon, так и Bluesky используют системы верификации, не зависящие от какого-то одного органа проверки значимости или платежеспособности. Они подразумевают, что у пользователя уже есть внешний ресурс в интернете, который идентифицирует его и находится под его контролем. Чтобы верифицировать себя на Mastodon, пользователь должен разместить на этой странице, например на собственном сайте или на личной странице корпоративного сайта, специально отформатированную ссылку на своей аккаунт. Именно эта система перекрестной проверки интернет-ресурсов стала первым примером взаимодействия между Threads и другими соцсетями: в августе пользователи Mastodon смогли верифицировать ссылки на свой профиль в Threads.
Bluesky для целей проверки подлинности позволяет привязать учетную запись к домену, контролируемому пользователем, по аналогии с веб-хостингом или сервисом электронной почты. Такой подход решает не только проблему верификации, но и вопрос «парковки» красивых или значимых ников в сети. В числе крупных компаний и организаций, которые верифицировали себя таким образом,— Microsoft, Internet Archive, а также крупные американские СМИ: The New York Times, Washington Post, Ars Technica и другие. На Bluesky «припарковалось» и радио NPR — первая крупная организация, которая в апреле покинула Twitter в знак несогласия с обозначением его связи с государством.
Рано ставить крест на X
У X/Twitter, несмотря на растущую популярность небольших соцсетей, все еще остается «устойчивое ядро частных и бизнес-пользователей, на активности которых можно заработать», считает господин Волков: «Едва ли Илон Маск откажется от этой возможности, тем более что на пятки ему наступает Threads». Но парадигма платформы меняется, и в перспективе она может перестать быть одним лишь средством общения пользователей: «В этот переходный период наиболее востребована может быть новостная составляющая X».
«Несколько хаотичный» подход к модерации в Twitter действительно привел к тому, что «некоторая часть прежней ядерной аудитории либо снизила свою активность, либо ушла», признает директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics Василий Черный. Он, однако, отмечает, что на площадку вернулись те, кто раньше разочаровался в сервисе, и оптимистично оценивает будущее X/Twitter: «Если сеть не умерла в первый год под Илоном Маском, то и не умрет в ближайшее время, а будет потихоньку возвращать аудиторию».
Новые проекты, призванные заменить какую бы то ни было соцсеть, несильно поменяют рынок, полагает основатель рекламного агентства Digital Church Марк Хлуднев: «Для того чтобы новая сеть стала популярной, у нее должна быть какая-то интересная фишка. Таких на данный момент нет». Аудитория X, по его мнению, сохранится, «пока в соцсети нет кардинальных изменений и пока со стороны Илона Маска не исходят действия, сигнализирующие, что у нее могут быть проблемы».