«Рудгормаш» набирает обороты
Компания вдвое нарастила объем производства продукции
Ограничение импорта оборудования, санкционное давление коллективного Запада существенно изменили рынок российского горно-шахтного оборудования. Крупные горнодобывающие российские компании все больше поворачиваются лицом к отечественным производителям оборудования, а те, оценивая перспективы роста продаж, активнее вкладываются в новые разработки и техническое перевооружение.
Компания «Рудгормаш», имея собственное конструкторское бюро и постоянно совершенствуя выпускаемое оборудование, уверенно расширяет свое присутствие на рынке.
По словам президента компании «Рудгормаш» Анатолия Чекменева, начиная с четвертого квартала прошлого года, сложилась ситуация, «которой не было последние лет 15: полный пакет контрактов и максимальная загрузка производства по апрель следующего года».
«Завод работает полностью пять дней в неделю, а по переделам, которые определяют объемы, плановость выпуска продукции, захватываем и субботу. Подумываем об организации второй смены», – рассказал господин Чекменев.
За семь месяцев текущего года производство товарной продукции выросло к соответствующему периоду прошлого года на 226%. Согласно прогнозным данным предприятия, такая динамика просматривается до середины следующего года. Благодаря увеличению объемов удалось выплатить долги по заработной плате и инвестировать в техническое перевооружение.
Как рассказала коммерческий директор компании Татьяна Дрожжина, интенсивность заказов значительно увеличилась с октября прошлого года, прежде всего на буровые станки. Они и прежде занимали большую часть в общем объеме производства — 60–65%, сейчас их доля выросла до 80–83%.
Поступили заказы как от традиционных потребителей, так и от тех, с кем был перерыв в сотрудничестве,– крупнейшей российской компании по добыче золота «Полюс» и российского лидера по добыче алмазов компании «Алроса».
Летом прошлого года на переговорах руководства компании «Рудгормаш» с топ-менеджерами компании «Полюс» золотодобытчики сначала приняли решение большую часть закупок оборудования сделать на производственной площадке компании «Рудгормаш» и небольшую часть отдать белорусскому машиностроительному предприятию, но в итоге весь объем заказов разместили на воронежском заводе.
Госпожа Дрожжина отмечает, что заказчики оценивают не только высокие технические характеристики буровых станков, качество гарантийного и постгарантийного сервиса, но и реакцию на их замечания, пожелания: «Мы вносим желательные для потребителей коррективы».
По мнению технического директора предприятия Виталия Ильичева, горно-рудные предприятия привлекает, кроме прочего, и конструкция буровых станков, которая «позволяет в непростых условиях горной добычи проводить ремонты на месте эксплуатации с минимальным количеством техники и инструментов».
«Стратегически мыслящим руководителям все больше становится очевидным, что лучше купить отечественное оборудование, чтобы не иметь проблем с ремонтом импортного,— утверждает Анатолий Чекменев.— Помню в АО “Апатит” ситуацию: импортный станок дал сбой, и запустить его не смогли. Спрашиваю, почему не ремонтируете, а мне отвечают: “Не имеем права вскрывать самостоятельно “черный ящик”, в котором система управления находится”. Полгода ждали специалиста, который имел право доступа».
«Рынок все больше разворачивается к отечественной продукции, и мы это видим по нашему портфелю заказов,— отмечает господин Чекменев.— Наши станки, как показывают исследования, по эффективности ничем не уступают американским. Единственное, в чем пока проигрываем конкуренту,— в эргономике. То есть по комфортности работы машиниста. Сейчас и в этом догоняем ведущего мирового производителя».
На российском рынке компании «Рудгормаш» по буровой и грузодоставочной технике приходится конкурировать с белорусскими коллегами. И это непросто. «Поскольку у них уровень государственной поддержки таких предприятий выше, чем у нас, они имеют возможность выставлять более низкие цены на свою продукцию,— поясняет Татьяна Дрожжина.— Но у нас есть свои преимущества. Примечательно, что белорусская ГК “Гранит” предпочитает закупать наши станки, хотя аналогичную продукцию выпускает их отечественное предприятие».
По сепараторам и грохотам, говорят на предприятии, конкурентов гораздо больше с учетом «мастеров фальсификации, умеющих выдать бывшее в употреблении оборудование за новое». Это оборудование, естественно, дешевле, чем оригинальное. Чтобы выигрывать конкуренцию и в ценовом факторе, компания «Рудгормаш» усиленно работает над снижением себестоимости «не в ущерб качеству», в том числе с помощью выстроенного на предприятии процесса цифровизации и интеграции данных со всех подразделений в единую систему управленческого учета.
В режиме online руководство компании может видеть реальную картину не только движения денежных средств по приходу и расходу, но и перемещение материально-технических ресурсов на складах, материалах в пути, а также номенклатуру и процентное выполнение производства продукции, соблюдение контрактных сроков и технологических норм.
На зарубежных рынках, где экономика тесно переплетена с политикой, конкурировать еще сложнее. Но руководство компании отказываться от экспортного вектора не намерено.
«Мы наработали хороший бэкграунд с потребителями буровых станков в Узбекистане и планируем более глубокое проникновение со своей продукцией на этот рынок. Пока ситуация складывается в позитивном ключе: по заказам Навоийского, Алмалыкского горно-металлургических комбинатов почти на 3 млрд рублей сделали буровые станки, запчасти к ним и инструменты. Мы рассчитываем потенциальную возможность поставки нашей продукции на рынок Узбекистана в объеме не менее 500 млн рублей. Но там, как и в Казахстане, где мы тоже давно работаем с предприятиями отрасли, усилились позиции нашего основного конкурента — шведско-американской компании. Поскольку рынок России для нее закрылся, она старается расширить свою долю присутствия на рынках Средней Азии. Усилилось там присутствие и компаний из Кореи и Китая»,— дает расклад господин Чекменев.
По его словам, в таком соперничестве можно выигрывать, только постоянно создавая дополнительные конкурентные преимущества.
Имея собственное конструкторское бюро, компания разрабатывает новое оборудование, предпочитая новинки держать в секрете до их вывода на рынок («с промышленным шпионажем мы уже столкнулись»), и последовательно осуществляет техническое перевооружение.
Закупили два тайваньских станка из 13, заложенных в программу. Производительность увеличилась от 2 до 5 раз. Один оператор заменяет десять человек. Это существенно в условиях образовавшегося на рынке труда дефицита узких специалистов.
По мнению господина Чекменева, ресурсность российского рынка добычи полезных ископаемых сулит хорошую динамику развития машиностроительным предприятиям, выпускающим специализированное оборудование. Согласно официальным данным, российские месторождения в совокупности содержат 12% мировых запасов угля, около 28% запасов железной руды. На территории страны сосредоточена значительная часть запасов цветных и редких металлов, Россия занимает первое место в мире по количеству разведанных запасов алмазов и серебра и второе по золоту и платине. На сегодняшний день в России открыто и разведано около 20 000 месторождений полезных ископаемых, из которых примерно 37% объектов используются в промышленном освоении. Перспективы роста очевидны.
Более того, Минприроды разработало новый проект стратегии развития минерально-сырьевой базы до 2035 года. В нем поставлена задача повышения геологоразведки и добычи дефицитного сырья: марганца, урана, хрома, титана и вольфрама. В совокупности с сокращением сроков получения лицензии на месторождение это даст толчок росту рынка современного оборудования. Емкость рынка в сегменте, где работает компания «Рудгормаш», аналитики оценивают в 13–15 млрд рублей.
«Статистика такова, что за последние 25–30 лет на территории России 80 тыс. промышленных предприятий приказали долго жить. К сожалению, и в Воронеже мы потеряли много предприятий,— говорит Анатолий Чекменев.— А теперь пришло время наверстывать упущенное. Если б я не видел перспективы развития машиностроения в стране, и “Рудгормаша” в частности, не звал бы сюда своего сына, который в прошлом году окончил университет в Эдинбурге (Шотландия), изучая передовые методы руководства предприятием. Если таких вот молодых и образованных в промышленности станет больше, технологический прорыв в России состоится быстрее».
АО «Рудгормаш»
Реклама