Выстроенная история
«Алексей Щусев. 150» в Музее архитектуры
Музей архитектуры отмечает 150-летний юбилей Алексея Щусева, имя которого носит, с большим размахом. Во-первых, в двух выставочных пространствах, Анфиладе и Аптекарском приказе, показывают документальные свидетельства более 200 его архитектурных проектов. Это около 600 экспонатов, от графических листов и моделей до архивных фотографий и личных вещей. Они прибыли из фондов самого музея и еще 18 государственных музейных и архивных собраний, частных коллекций и архива наследников Щусева. Во-вторых, такой монографической выставки, посвященной гению архитектора, большая часть деятельности которого проходила в статусе «культовый», не было в столице уже полвека.
Воплощенные ипостаси
В случае со Щусевым культовыми становились его промышленные и городские постройки, на них равнялись и их ставили в пример, культовыми были и здания, изначально на этот статус претендовавшие (храмы, Мавзолей). Широту личности архитектора кураторы выставки рассматривают в разных аспектах: Щусев был художником, градозащитником, ученым, реставратором, основателем и первым директором Музея русской архитектуры. Все эти ипостаси очень хорошо отражены в экспозиции. Назвали проект, созданный при поддержке ВТБ, просто: «Алексей Щусев. 150».
Экспозиция выстроена не только хронологически, она разделена на два больших, важных для творчества Щусева блока: Анфилада посвящена проектам гражданской архитектуры, а в Аптекарском приказе представлено храмовое зодчество мастера. Причина такого деления — богатое творческое наследие. Чтобы рассказать о долгом профессиональном пути Щусева, не пропуская значимых проектов, самого большого выставочного пространства музея не хватило. «Храмовое зодчество — это особое, самостоятельное и крупное направление деятельности Алексея Викторовича Щусева, он много успел сделать в этой области до 1917 года,— отметила в беседе с "Коммерсантъ. Арт" накануне открытия один из кураторов выставки и директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева Наталья Шашкова.— На его счету — 12 реализованных проектов, и это разделение появилось совершенно логично, то есть оно не выглядит неким изъятием из хронологии».
В первом зале Анфилады — своеобразный обзор всех направлений деятельности зодчего, и представлен он через награды, потому что все знают: Алексей Щусев был всеми признан и многократно награжден. Далее показан огромный творческий путь — от ученических работ в Академии художеств к самым масштабным и известным. Среди последних — Казанский вокзал в Москве, работе над которым архитектор отдал 38 лет, Мавзолей В. И. Ленина, гостиница «Москва», трагически разрушенная в 2004 году. Вспомнить «Москву» можно будет по фрагментам подлинного убранства — гипсовым рельефам для кессонов, лепным украшениям, элементам балюстрады и предметам из гостиничных номеров.
Еще одна признанная вершина творчества Алексея Щусева — здание Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Документация истории работы над ним дополнена авторской моделью, а также выполненными на гипсовых плитах эскизами росписей фойе — они стали свидетельствами любви архитектора к национальным традициям, образам и мотивам прикладного искусства и архитектуры Средней Азии.
Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам: среди малоизвестных широкой публике построек стоит отметить сооружения железнодорожных линий Арзамас—Шихраны, Нижний Новгород—Котельнич и Казань—Екатеринбург. Типовые здания вокзалов, депо, водонапорных сооружений, жилых и хозяйственных построек, архитектурное оформление порталов тоннелей демонстрируют уникальный талант архитектора, который всегда, даже находясь в строгих рамках технического задания, достигал высокого художественного результата.
Большое внимание в экспозиции уделено деятельности Алексея Щусева в годы Великой Отечественной войны. Его главной задачей стала работа по восстановлению разрушенных городов и сохранению пострадавших памятников архитектуры в Истре, Новгороде, Сталинграде и других. Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о Музее русской архитектуры, созданном по инициативе Щусева в 1945 году.
Музейное открытие
Вторая часть выставочного проекта, представленная в Аптекарском приказе, повествует о храмовом зодчестве архитектора — от проектов научной реставрации древнего храма Святого Великого Василия в Овруче до заказов, выполненных зодчим для императорской семьи, среди которых ансамбль Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве и храм Святителя Николая вместе со странноприимным домом в Бари. Также представлены церковь Святого Сергия Радонежского на Куликовом поле, Троицкий собор Почаевской лавры, церковь Всемилостивого Спаса в имении Натальевка и другие.
Помимо объектов и графики самого Щусева здесь можно увидеть эскизы и рисунки художников, с которыми он активно сотрудничал,— Нестерова, Петрова-Водкина, Гончаровой, Лансере и других.
Директор музея признается, что радикального пересмотра творческой биографии архитектора не случилось, хоть и было сделано множество уточнений, развенчаны легенды, раскрыты подробно ранее малоизученные проекты и направления деятельности. Самое интересное ждало исследователей и кураторов как раз в области сотрудничества Щусева с художниками. «Мы впервые показываем эскиз Михаила Нестерова к мозаике "Спас Нерукотворный" на западном фасаде Покровского собора. Это вещь потрясающе красивая, она перед выставкой была отреставрирована, а в ходе атрибуции была найдена монограмма Нестерова, соответствующая эталонным образцам,— поделилась с нами Наталья Шашкова.— То есть это не просто эффектный предмет, а настоящее музейное открытие».
Что касается самого Алексея Викторовича Щусева, то кураторы, с одной стороны, старались сосредоточиться на том, чтобы последовательно рассказать о герое выставки, а с другой — собрать не самые известные широкой публике материалы. Так, в экспозицию интегрированы наиболее эффектные и выразительные графические листы Щусева.
Хотя выставка «Алексей Щусев. 150» задумывалась давно, плотная кураторская работа началась только осенью прошлого года. Всего лишь год для такого масштабного проекта и для такой масштабной фигуры — срок чрезвычайно маленький, но открывшаяся 4 октября экспозиция показала, что задача оказалась кураторскому составу и новому директору музея посильной.
Главной проблемой была необходимость освоить огромный массив материала и структурировать его, сделать отбор. Наталья Шашкова сложность этого выбора объясняет прежде всего невероятным талантом Щусева: «Он был прекрасным рисовальщиком; интересны как его эскизные проекты, когда он своей рукой ищет образные решения, так и презентационная графика. Она тоже очень эффектная, зрелищная».
«Посетителей ожидает грандиозная выставка. Она, без сомнения, вдохновит всех»,— уверена Наталья Кочнева, старший вице-президент ВТБ. В прошлом году банк поддержал в музее выставку другого знаменитого русского архитектора — Константина Мельникова, работавшего в то же время, что и Щусев. Когда музейщики заговорили о выставке к юбилею самого Щусева, сомнений о поддержке не возникло. «Нам важно вносить свой вклад в сохранение наследия мастеров, влияющих на целые направления искусства, формирующих облик страны»,— поясняет Наталья Кочнева.
После зала
За экспозиционное решение выставки отвечали архитекторы Сергей Чобан и Александра Шейнер, которые оформили идеи кураторской команды и сделали их удобными для восприятия. Совсем неподготовленному зрителю, который хочет глубже погрузиться в творчество Щусева, Наталья Шашкова рекомендует начать знакомство с экспозицией в сопровождении экскурсовода либо взять аудиогид. Нелишними будут и книги, специально выпущенные к открытию выставки. Издательская программа музея по-настоящему интересная. Помимо каталога с научными статьями о наименее изученных аспектах творчества архитектора вышло двухтомное научное издание «Творческая биография А. В. Щусева» (один том — воспоминания об архитекторе, второй — его статьи, выступления, всего более 140 профессиональных публикаций). Есть и детская книга «Архитектор, который покорил время», ее задача — начать приобщать детей к знаниям об архитектуре и делать это ненавязчиво, в увлекательной форме.
Небезынтересными станут специальные экскурсии: и в Анфиладе, и по храмовому зодчеству. Помимо этого, у музея есть обширная программа экскурсий в городе, в том числе по постройкам Щусева в Москве. «Алексей Викторович — это историческая фигура, про которую мы должны рассказывать широко и про которую стоит знать всем,— подытоживает Наталья Шашкова.— Он многое сделал для нашей страны. Он прекрасный пример верности своему делу на протяжении более чем 50 лет. Он начал в период расцвета Российской Империи рубежа XIX–XX веков, прошел через революцию, гражданскую и две мировые войны, и все это время он оставался лидером профессионального сообщества, он был верен себе, своей профессии, стране. Это потрясающий пример служения и одновременно самореализации в любых исторических обстоятельствах. Мне кажется, достойный пример для любого из нас».