Снизить административные барьеры для бизнеса

Ольга Загитова: «Важно вырабатывать взаимоприемлемые решения для предпринимателей и властей»

Роль малого и среднего бизнеса возрастает по мере изменений в экономике. Но все ли сделано для того, чтобы представители делового сообщества почувствовали себя уверенно и защищено?Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Красноярском крае Ольга Загитова рассказала, как сделать климат для бизнеса в регионе благоприятным.

Ольга Загитова , уполномоченный по защите прав предпринимателей в Красноярском крае

Фото: предоставлено Пресс-службой

— Ольга Викторовна, институту по защите прав бизнеса в стране уже около десяти лет. В чем особенности работы с региональными предпринимателями?

— Красноярский край занимает более 13 процентов площади страны и является одним из самых крупных субъектов. По численности населения входит в десятку крупнейших территорий. У нас представлен практически весь спектр экономической деятельности — от традиционных промыслов до предприятий шестого, высшего технологического уклада. Наиболее развиты такие отрасли промышленности, как горнодобывающая, металлургия, лесная, машиностроение.

Природные особенности и климатические зоны также влияют на развитие бизнеса и особенности его ведения. Например, около 85 процентов территория относится к Арктической зоне. Это по большей части исконная среда обитания коренных малочисленных народов Севера, у которых традиционное природопользование и хозяйственная деятельность, особый уклад жизни.

Всё это, безусловно, влияет на формирование особых подходов к экономическому развитию. Неслучайно в Стратегии социально-экономического развития нашего края до 2030 года Северу и Арктике уделено значительное внимание. Для института уполномоченного по защите прав бизнеса развитие предпринимательства в этих территориях тоже крайне важно.

Конечно, регион связывают, прежде всего, с крупной промышленностью. Но сейчас сложно представить будущее края без масштабного развития малого и среднего предпринимательства— МСП. В главных стратегических документах страны, края, Красноярска это направление проходит магистральной линией и указывается в качестве одной из национальных целей, поставленных президентом. Развитие МСП учитывается и при оценке эффективности деятельности руководителей регионов.

В Красноярском крае за последние годы зафиксирован стабильный рост субъектов МСП. Например, на начало октября нынешнего года на территории региона действует более 108 тысяч субъектов МСП. Тем не менее в крае есть проблемы, которые требуют решения как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Это рост тарифов на тепло- и электроэнергию, проблема с обращением твердых коммунальных отходов. В регионе остро ощущается «кадровый голод». Причем эта проблема актуальна и для крупных предприятий, и для МСП. Но у малых предприятий потенциал для привлечения персонала ограничен по сравнению с корпорациями. А им надо быть конкурентоспособными на рынке труда,поскольку дефицит работников негативно сказывается на развитии малого бизнеса.

— Как сегодня работает институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Красноярском крае? В чем вы видите цели и задачи? И сколько обращений со стороны предпринимательского сообщества к вам поступает?

— Я приступила к обязанностям в марте 2023 года, до этого около двух лет в Красноярском крае не было уполномоченного. Поэтому пришлось в буквальном смысле начинать с нуля. В том числе — выстраивать эффективную работу с предпринимательским сообществом и органами власти.

С новой командой мы объехали более 20 муниципальных образований. Регулярно встречаемся с предпринимателями, выезжаем в районы, где они ведут свой бизнес, и на месте смотрим, с какими проблемами ежедневно сталкивается предприниматель.

За полгода к нам поступило 132 письменных жалобы, из них почти половина —административные жалобы, 12 — жалобы на действия, связанные с правоохранительными органами и уголовным преследованием.

Чаще всего предприниматели жалуются на административные барьеры в части земельных отношений, размещения нестационарных торговых объектов, подключения к электросетям, сложности при исполнении контрактов в рамках 223-ФЗ, а также на нарушения в ходе исполнительного производства либо в рамках взаимодействия с правоохранителями и надзорными инстанциями.

Кроме письменных, ежедневно поступают и устные обращения. Я открыла еженедельный личный прием в офисе уполномоченного и других общественных приемных. И не только в краевой столице, но и в районах края, куда регулярно выезжаю и встречаюсь с местными предпринимателями. Совместно с деловыми объединениями проводим регулярные мероприятия для обсуждения системных задач.

Именно по результатам взаимодействия с предпринимательским сообществом выявляются сложности для ведения бизнеса на местном уровне. В качестве примера отмечу проблему в сфере малоформатной торговли. Красноярские предприниматели отмечают, что ежегодно уменьшается количество нестационарных торговых объектов. Есть проблемы с предоставлением компенсационных земельных участков. Да и в целом актуальной задачей остается необходимость совершенствования оборота земель в районах и муниципалитетах для предпринимательской деятельности.

Ключевой задачей, на мой взгляд, является вовлечение бизнес-активистов в формирование стратегий развития районов края. Причем наличие таких планов дает возможность предпринимателям трансформировать свое дело в различных направлениях в зависимости от перспектив развития территорий. Если подходить к вопросу системно, то и меры поддержки на региональном уровне должны, на мой взгляд, учитывать особенность районов края.

Важно выстроить экосистему, где обособленность государства сменится на полноценное партнерство с бизнесом, готового решать общие задачи, в том числе и стратегические.Считаю это особенно важным сейчас, когда страна максимально заинтересована в развитии и укреплении собственного потенциала.

— Чем вы можете помочь бизнесу? Каков ваш инструментарий?

—Один из главных принципов института уполномоченных является его независимость от органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц. Это дает возможность соблюсти баланс интересов государства и предпринимателя. Когда мы работаем с конкретными обращениями и выявляем, что права предпринимателей нарушены — проводим мероприятия по их восстановлению.

Спор может быть урегулирован в досудебном порядке, но и в ряде случаев уполномоченный может обратиться в суд. Также по заявлению предпринимателя уполномоченный участвует в контрольно-надзорных проверках, посещает СИЗО, если предприниматель попал под уголовное преследование.

Важным является систематизация проблемы и поиск корневой причины. И уже в этом случае мы взаимодействуем с органами власти, местного самоуправления, должностными лицами. Если есть необходимость — выходим на федеральный уровень. На этапе работы с проектами нормативных документов мы участвуем в оценке регулирующего воздействия и привлекаем к этой деятельности предпринимательское сообщество.

— Одной из ваших задач является информирования предпринимателей о мерах господдержки. Какие из них наиболее актуальны?

— Предприниматели нуждаются в имущественной, финансовой, консультационной поддержке. Поэтому все меры востребованы.

Однако многие до сих пор до конца не знают о возможностях или ранее получили отрицательный опыт при обращении за господдержкой. Нам предстоит еще активно работать по информированию предпринимателей и упрощать процедуры подготовки документов.

Сейчас мы внимательно изучаем случаи отказов в предоставлении меры поддержки и оцениваем критерии эффективности. При этом количество предпринимателей, получивших поддержку, не является основным критерием.

— Сложная геополитика привела к созданию механизма параллельного импорта. Каковы трудности и возможности этого механизма?

— Возможности велики, но механизм необходимо настраивать.

Укрепление технологического суверенитета, обеспечение роста промышленности является сейчас одной из важнейших задач. Развитие инновационной деятельности активно связано с развитием Технопарков, на площадках которых субъекты МСП могут реализовать инновационные проекты и технологии. В нашем крае, по данным ассоциации индустриальных парков России, действующих технопарков три, в стране —377. Как отмечают предприниматели, в крае до сих пор не принята концепция развития парковых проектов.

Или другая проблема, растет количество жалоб на несоблюдение принципа равенства сторон договора или злоупотреблений со стороны заказчика при исполнении контрактов по 223-ФЗ. Был такой пример в нашей практике. Заказчиком выступила госкорпорация, которая неправомерно в одностороннем порядке расторгла контракт. А исполнитель-предприниматель понес существенные экономические издержки. Суд встал на сторону предпринимателя и признал незаконным расторжение контракта. Разбирательство шло около восьми месяцев. Теперь предпринимателю предстоит взыскать убытки, а это опять же время и затраты. Есть случаи задержки в приемке работ, несвоевременной или неполной ее оплаты. Эти обстоятельства нередко критически отражаются на всей деятельности МСП, вплоть до закрытия бизнеса. Все эти факты требует внимания правозащитников, поскольку влияют на выполнение стратегических задач по интеграции субъектов МСП и крупного бизнеса, а также, в том числе,по выстраиванию механизма параллельного импорта.

— Вы — эксперт по медиации предпринимательского сообщества, урегулированию споров в различных сферах. Пригодился ли ваш обширный опыт на посту бизнес-омбудсмена? И в чем коренные отличия?

— Медиация — способ урегулирования спора при участии нейтрального посредника-медиатора. Поиск взаимоприемлемых решений должен лежать в основе разрешения всех конфликтов или задач.

В деятельности же Уполномоченного по защите прав предпринимателей есть принципиальные моменты: если права предпринимателя нарушены, они должны быть восстановлены всеми законными способами. Поэтому сейчас мы рассматриваем возможность создания Центра урегулирования споров при Уполномоченном для альтернативного урегулирования конфликтов с участием профессиональных медиаторов.

— Какие инициативы по созданию благоприятного климата для бизнеса вы активировали в этом году?

— В 22 муниципальных образованиях мы назначили общественных представителей уполномоченного. Это 27 предпринимателей с активной позицией, мы учли мнения предпринимательского сообщества и местных властей. Основная их задача — оперативно реагировать на ситуации, которые касаются нарушений прав или есть их риск. Общественники также входят в совещательные коллегиальные органы в муниципалитетах. Кроме того,создан общественный совет при уполномоченном, куда вошли 26 экспертов от объединения предпринимателей, ученые, депутаты. Их предложения направляются в органы власти.

Я, как уполномоченный,и моя команда активно взаимодействуем с краевой прокуратурой по защите прав предпринимателей и снижению индекса административного давления. Сейчас мы активно работаем с контрольно-надзорными инстанциями для организации профилактических мероприятий. Это позволит снизить риск административных нарушений со стороны предпринимателей. Важно вырабатывать взаимоприемлемые решения для предпринимателей и властей.