«Вряд ли кто-то пойдет на серьезные уступки»
Дмитрий Дризе — о роли РФ в урегулировании конфликта на Ближнем Востоке
Главное — создание независимого палестинского государства: Владимир Путин вновь прокомментировал противостояние на Ближнем Востоке. Президента РФ помочь в урегулировании конфликта попросил премьер Ирака Мухаммед ас-Судани, выступая в рамках традиционной Российской энергетической недели. Тем временем посол Израиля в Москве Александр Бен Цви в интервью “Ъ” назвал полной ерундой утверждения о российской причастности к нападению на его страну. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что Кремль может поспособствовать снижению напряженности.
Можно сразу смело сказать, что в политическом процессе вокруг Ближнего Востока происходит серьезное движение. Цель понятна — не допустить разрастания конфликта и вовлечения в него новых участников, в первую очередь Ирана, а, возможно, следом и западной коалиции.
Так дело может кончиться новой мировой конфронтацией уже не через прокси-силы и не гибридным способом, а напрямую. И, собственно, Израиль явно не заинтересован в войне на несколько фронтов.
Но обо всем по порядку. Вечером 10 октября президент США Джозеф Байден в Белом доме делает масштабное заявление о поддержке еврейского государства, что включает в себя и отправку американской авианосной группы ближе к району боевых действий.
Практически одновременно турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган проводит телефонный разговор с российским коллегой Владимиром Путиным, естественно, в центре внимания — Ближний Восток.
Утром 11 октября в отечественных СМИ, в том числе в РБК и “Ъ”, выходит большое интервью израильского посла в РФ Александра Бен Цви, где он рассказывает о масштабе бедствия в результате беспрецедентной террористической атаки и рассуждает о причинах произошедших событий.
Выводов два — Иерусалим категорически отрицает какую-либо причастность России к атаке «Хамаса» на Израиль (такие обвинения не явно, но звучат в информационном пространстве). И второй тезис — в будущем сектор Газа должен стать нормальной мирной страной, с которой можно строить отношения, как это уже происходит со многими арабскими государствами. То есть теоретически можно сделать вывод, что Израиль не против независимой Палестины, но, понятно, без экстремистов и террористов.
В Москве между тем проходит Российская энергетическая неделя, в которой принимает участие премьер Ирака Мухаммед ас-Судани. Он торжественно просит Владимира Путина помочь в решении тяжелой проблемы. Это ключевой момент: понятно, что здесь не до энергетики. Можно предположить, что российский лидер в принципе против этого не возражает.
Президент России Владимир Путин: «То, что происходит, это ужасно. Мы понимаем, что ожесточение с обеих сторон очень большое. Но нужно стремиться к тому, чтобы минимизировать или свести к нулю, минимуму потери среди гражданского населения. Если уж мужчины решили между собой бороться, пусть борются между собой. Женщин, детей оставьте в покое».
Москва теоретически может повлиять на Иран или стать посредником вместе с Турцией и, возможно, Египтом в общем урегулировании ситуации. Вопрос: что взамен? И прислушается ли кто-нибудь к мнению РФ?
Как бы то ни было, Израиль дает понять, что России он не враг и к конфронтации не стремится, несмотря на все не очень приятные колкости в его адрес, которые в последнее время периодически звучат, в том числе и из Кремля. Также еврейское государство напрямую предпочитает не обвинять Тегеран. Однако вряд ли кто-то сейчас пойдет на серьезные уступки.
Но то, что мнение израильской стороны прозвучало в официальном российском информационном поле, это важный положительный шаг. При это нельзя забывать, что в Сирии продолжает находиться группа войск РФ. В случае неблагоприятного сценария могут возникнуть серьезные проблемы не только у нее, но и у главного союзника Москвы — сирийского лидера Башара Асада.
Так что в общем и целом, если рванет всерьез, то последствия могут быть необратимыми, в том числе и для Российской Федерации.
Ибо мир по-прежнему глобален, все конфликты между собой в той или иной степени связаны.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".