Технологии — на экспорт

Российские компании находят новые ниши за рубежом

Уход части зарубежных компаний с рынка осложнил доступ российского бизнеса к технологиям, однако дал толчок для наращивания внутреннего производства технологической продукции и диверсификации российского экспорта — компании ищут новые экспортные ниши и направления. Для выхода на новые рынки бизнес может воспользоваться мерами государственной поддержки по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт». Он реализуется по решению президента России Владимира Путина.

Фото: Reuters

В прошлом году вопреки санкционным ограничениям объем несырьевого неэнергетического экспорта составил почти $200 млрд, заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов, обращаясь к призерам Всероссийской премии «Экспортер года».

Всего на участие в конкурсе в этом году было подано более 1,5 тыс. заявок, а победителей и призеров установили в 20 номинациях: шести основных (отдельно для МСП и отдельно для крупного бизнеса по каждой номинации) и пяти дополнительных (в зависимости от размера компании). Также в этом году в конкурсе появилась новая дополнительная номинация для МСП: «Лучший экспортер в сфере электронной торговли». В финал вышли 112 компаний.

Награждение лучших экспортеров страны состоится на форуме «Сделано в России», который пройдет 19–20 октября в Манеже в Москве. На церемонии отметят компании со всей России, которые смогли нарастить объемы экспорта и найти возможности для развития бизнеса.

На форуме будут обсуждаться и актуальные проблемы, с которыми сталкиваются экспортеры. «Форум позволяет проанализировать экспортные результаты работы за год, разработать практические решения для расширения международного сотрудничества и определить основные направления развития в рамках новой глобальной архитектуры торгового сотрудничества»,— отмечает глава Российского экспортного центра Вероника Никишина.

Сейчас экспортеры могут обратиться в Российский экспортный центр, Агроэкспорт, региональные центры поддержки экспорта или торгпредства России за рубежом для поиска иностранных клиентов. Возможности нацпроекта для бизнеса включают в том числе анализ зарубежных рынков, компенсацию затрат на транспортировку продукции за рубеж, участие в международных выставках и деловых миссиях для поиска новых зарубежных партнеров. Помимо этого, компании могут получить помощь при сертификации и лицензировании их продукции.

Для экспортеров работает и цифровая платформа «Мой экспорт», которая позволяет им получать услуги в сфере внешнеэкономической деятельности онлайн. Платформа действует уже почти три года, сейчас на ней представлено более ста услуг, а совокупный объем поставок зарегистрированных в системе экспортеров в прошлом году составил $92 млрд.

Российские компании между тем уже находят нетрадиционные ниши для экспорта: так, компания «Сендика груп», владеющая сетью фитнес-клубов Tonus Club, в 2008 году стала заниматься и производством оборудования, а затем перешла к международной экспансии — в Узбекистане и Казахстане первые Tonus Club открылись по франшизе в 2012 и 2011 годах. В сентябре 2012 года появился первый в Европе — на Кипре в городе Лимасоле. В 2021 году Tonus Club по франшизе начал работать в иракском Ирбиле. Для того чтобы открыть первый клуб на Ближнем Востоке, основательницы компании Елена Коростылева и Ирина Чирва обратились за помощью в региональный Центр поддержки экспорта Санкт-Петербурга, где им помогли зарегистрировать товарный знак в Ираке. Помимо этого, компания поставляет тренажеры на рынок Кувейта — заключить договор на поставку продукции в эту страну помогло размещение информации о тренажерах на маркетплейсе Alibaba.

Еще один пример — компания «Исток-Аудио», специалисты которой создают реабилитационное и медицинское оборудование для людей с ограниченными возможностями. Один из продуктов компании — слуховой аппарат «Руна», это первое такое устройство, полностью разработанное и созданное в России. Внутри — «сердце» слухового аппарата, универсальный микропроцессор, который в 2021 году разработали инженеры, конструкторы и программисты компании. Это вычислительная платформа с набором алгоритмов, которые оценивают окружающую акустическую ситуацию и помогают человеку слышать,— обычно владельцу слухового аппарата приходится самому переключать режим, чтобы получать качественный звук. Компания также вышла на рынок Казахстана, где работают более 300 центров хорошего слуха «Радуга звуков» и центров слухопротезирования «Студия слуха».

Участие в международных выставках при поддержке нацпроекта позволило выйти на зарубежные рынки и компании «Нейротренд», которая реализует проект «НейроЧат». Компания регистрирует патенты в Бразилии, ЮАР и Китае, ее гарнитуры уже апробируют в Сингапуре, основатели отмечают большой интерес со стороны Казахстана и других стран. «НейроЧат» создан под научным руководством российского ученого, ведущего мирового специалиста по нейроинтерфейсам Александра Каплана и изначально задумывался как социальный проект — он создавался как нейрокоммуникатор для тех, кто ограничен в возможностях и не может двигаться и говорить. Позднее компания нашла еще одну нишу — это нейромаркетинг: исследования мотивации и предпочтений покупателей. Сейчас «Нейротренд» — крупнейшая российская нейромаркетинговая компания.

Участие в международных выставках позволяет не только заключить контракты на поставки продукции, но и привлекать инвестиции: так, компания «Эмеральд Экотехнологии» из Владимира поучаствовала в двух международных выставках — в Дубае и Москве, заключила инвестиционное соглашение на $10 млн с арабскими партнерами и планирует организовать во Владимире серийное производство электрохимического оборудования. С 2017 года компания разрабатывает и производит электрохимические системы нового поколения на основе технологии электрохимической активации — это оборудование для обеззараживания, очистки и кондиционирования воды, получения экологически чистого дезинфицирующего раствора и чистого водорода и кислорода.

Наталья Ильина

АНО «Национальные приоритеты»

Вся лента