«Мы готовим специалистов для промышленности, которой еще нет»

С какими результатами НГТУ им. Р. Е. Алексеева подошел к своему 125-летию

Нижегородский государственный технический университет им Р. Е. Алексеева (НГТУ) в 2023 году отмечает 125-летие. Об истории вуза — правопреемника Варшавского политехнического института, о том, как он сегодня адаптирует научные и образовательные программы под современные нужды российской промышленности и чем заинтересовать будущих абитуриентов еще в школе, рассказывает ректор НГТУ Сергей Дмитриев.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

— Сергей Михайлович, в этом году НГТУ исполняется 125 лет. Почему это летоисчисление ведется с момента образования Варшавского политехнического института императора Николая II — с тех пор, когда он находился еще в Варшаве?

— Мы решили вернуться к историческим корням, поскольку, согласно всем документам, НГТУ является полным правопреемником Варшавского политехнического института — это прописано в уставе вуза. Во время эвакуации в Первую мировую войну на основе декрета Временного правительства Варшавский политех сначала перевели в Москву. А затем был издан приказ об образовании 1 октября 1917 года на его базе Нижегородского политехнического института в составе четырех отделений. Всем студентам и вольнослушателям было предоставлено право перейти в нижегородский вуз. В наших архивах есть дипломы выпускников, где написано, что они окончили «бывший Варшавский, ныне Нижегородский политехнический институт».

В свое время в Нижний Новгород из Варшавы переехали 58 преподавателей из 66 сотрудников политеха. К нам полностью перевезли инвентарь и библиотеку этого института. Библиотека для того времени была одним из важнейших факторов, по которым можно было отличать один вуз от другого. Причем это была библиотека на французском, немецком и других языках.

Кстати, за право принять Варшавский политехнический институт боролись несколько городов, среди которых были, например, Тифлис и Одесса. Но решение было принято в пользу Нижнего Новгорода. Хотя профессорский состав в большей степени ратовал за Одессу, за Черное море.

— Как менялись подходы к образовательной и научной программе НГТУ в разные годы работы университета?

— Переезд политехнического института в Нижний Новгород был обусловлен тем, что в нашем городе к тому времени начала активно развиваться промышленность. Одним из условий переезда было то, что за право «прописать» у себя этот вуз город должен был заплатить 2 млн руб. И именно нижегородские промышленники собрали эту сумму, чтобы политех переехал ближе к ним. Затем вся работа вуза строилась исходя из потребностей промышленных предприятий. Был Сормовский завод, было Нижегородское отделение акционерного общества Русских электротехнических заводов «Сименса и Гальске», другие предприятия. Позже появилась Нижегородская радиолаборатория, сотрудники которой, включая Владимира Бонч-Бруевича, преподавали в политехе.

В дальнейшем вуз развивался исходя из запросов промышленных предприятий. И сегодня так же, как и в 1920–1930-х годах, у университета налажено тесное взаимодействие с промышленным сектором. У нас есть практически все направления подготовки, которые обеспечивают технологический суверенитет Российской Федерации. Это все приоритетные направления развития промышленности, которые утверждены правительством и президентом.

— Вы много лет трудитесь в НГТУ и более 10 лет возглавляете его. Какие этапы для вас были самыми сложными и значимыми?

— За прошедшие более чем 10 лет наш вуз прошел серьезные этапы в своем развитии. Мы стали одним из опорных федеральных университетов: это был серьезный конкурсный отбор, и НГТУ в нем оказался в числе победителей. Мы победили в конкурсе программы «Приоритет 2030» как в базовой, так и в специальной ее части. Также НГТУ, наравне с крупными московскими вузами, завоевал право создавать собственную Передовую инженерную школу.

Один из главных результатов этих процессов в том, что в выполнении программ, а по сути в трансформации университета, участвует большая часть коллектива вуза. Это полностью меняет подход к работе. По сравнению с 2010–2011 годами объем научных исследований вырос в 10 раз, в частности из-за того, что сотрудники вуза начали охотнее подавать заявки на участие в различных грантовых конкурсах и чаще выигрывать. Общий объем грантов и заключенных хоздоговоров в НГТУ сейчас достигает 1 млрд руб.

Активно развиваем и студенческое предпринимательство, стартапы. У меня сначала было скептическое отношение к этой работе, но сейчас я вижу, что у ребят хорошо получается.

— Вы уже сказали, что НГТУ стал участником программы «Приоритет 2030» и проекта по созданию Передовых инженерных школ. Как они развиваются сейчас?

— Заявки на участие в этих конкурсах формировались на основе задела, который у НГТУ уже был. В рамках «Приоритета 2030» мы развиваем пять направлений: инженерные системы для ядерно-энергетических установок нового поколения, «зеленая» экономика: технологический прорыв и экологическая безопасность, кибербезопасные устройства и технологии электроэнергетических систем, технологии проектирования высокоавтоматизированных наземных и водных транспортных средств, радиоэлект­ронные системы и комплексы.

Конечно, мы бы работали над ними и без участия в проекте, но тогда процесс был бы растянут по времени. На то, что в рамках «Приоритета 2030» нам удалось сделать за один-два года, могло уйти пять лет. Проект позволил нам существенно обновить лабораторный парк, закупить новое оборудование, измерительные системы, электронные микроскопы, без­эховую камеру для радиолокации и многое другое. По сути, участие в «Приоритете 2030» дало дополнительный толчок к скорейшему развитию технологий, которые мы внедряем в промышленность.

Что касается Передовой инженерной школы (ПИШ), то нашими стратегическими партнерами в ее создании являются предприятия ГК «Росатом». Суть проекта в том, что мы должны обеспечить нулевой период адаптации выпускников на промышленных предприятиях госкорпорации, чтобы они сразу могли вливаться в рабочие процессы. Для этого студенты участвуют в передовых научных исследованиях, в том числе таких, какие в мире еще не проводились. Например, в сфере водородной энергетики: сейчас мы работаем над созданием реакторной установки нового поколения, работающей на гелии. Такая установка даст возможность из природного газа получать водород. И в этой работе принимают участие студенты ПИШ. По сути, мы готовим кадры для промышленности, которой еще нет, она только создается.

— Если перейти от научной работы к образовательной части, насколько сложно сейчас НГТУ бороться за будущих студентов с учетом близости Нижнего Новгорода к Москве?

— Конкуренция очень острая, и это понятно: с хорошими баллами ЕГЭ есть шансы попасть в московский вуз на бюджет. Поэтому, чтобы обеспечить вуз качественными абитуриентами, мы работаем с ними начиная еще со школьной скамьи. Через наш Дом научной коллаборации готовим школьников к участию в олимпиадах, призеры которых получают определенные преференции при дальнейшем поступлении. Кроме того, в нижегородских школах открыли пять авиастроительных классов. Совместно с «Росатомом» и Институтом прикладной физики РАН открыли атомный класс. С заводом «Красное Сормово» создали для школьников образовательный судостроительный кластер.

— В начале приемной кампании этого года представители нижегородских вузов говорили о том, что существует определенный недобор студентов на направления обучения, где нужны хорошие баллы по физике и математике. Вы отмечаете такой дефицит?

— Действительно, количество выпускников, выбирающих ЕГЭ по физике, снижается не первый год. Например, в этом году экзамен сдали на 15% меньше школьников, чем годом ранее. Вместо результатов ЕГЭ по физике при наборе студентов нам предлагают использовать их баллы по информатике, химии или английскому языку. Но как можно принимать на инженерную специальность человека по баллам за английский язык?

При этом НГТУ сейчас может увеличить бюджетный прием на инженерные специальности в два раза. У нас есть инфраструктура, преподаватели, мы можем трансформировать образовательные программы. Но где взять необходимое количество абитуриентов, которые не просто сдали физику, а сдали ее достойно, на хороший балл? Потому что, если набрать на эти специальности абитуриентов со средним результатом 60 баллов, политех может потерять позиции в рейтинге эффективности, где вузы оценивают по баллам за ЕГЭ у поступивших. Хотя, на мой взгляд, подобные оценки вузов — спорные. Например, у нас в музее лежит аттестат Ростислава Алексеева, в котором много троек. Эффективный или не эффективный тот вуз, который смог из такого троечника вырастить гениального конструктора?

Поэтому мы и начинаем работать с будущими студентами еще на уровне школы. Это приносит свои плоды: в этом году смогли закрыть все бюджетные места на инженерных специальностях без дополнительного набора.

НГТУ им. Р. Е. Алексеева

Реклама

Вся лента