Большая мебельная семья
Вневременной дизайн Родольфо Дордони
В портфолио дизайнера и архитектора Родольфо Дордони — тысячи вещей и сотни интерьеров, сотрудничество со всеми значимыми итальянскими брендами. Но вряд ли вы знаете его в лицо или сможете тут же навскидку вспомнить несколько работ. Дордони редко давал интервью и сторонился публичных мероприятий. Эта скромность отличала и его дизайн. Громким заявлениям Дордони предпочитал сдержанность. Его вещи не сразу становились хитами, но это позволяло им переживать любые тренды и оставаться актуальными. Абсолютное художественное чутье помогало ему улавливать малейшие нюансы настроений публики и предугадывать запросы. В августе этого года итальянская пресса сообщила о кончине мэтра, профессиональное сообщество восприняло ее как большую утрату.
«Мы учились в одной группе на архитектурном факультете Миланского политехнического института,— рассказывает Джулио Каппеллини, владелец фабрики Cappellini.— Еще был Пьеро Лиссони (сегодня глава студии Lissoni & Partners), и наша троица проводила больше времени в университетском баре, чем на лекциях. Из вас ничего не выйдет, говорили нам. В 1979 году, на следующий день после окончания учебы, мы с Родольфо пришли на фабрику моего отца и десять лет совместно занимались художественным руководством компанией». Благодаря энергии и таланту двух молодых друзей Cappellini из рядовой мебельной фабрики превратилась во флагмана итальянского дизайна. Их долгому и успешному сотрудничеству не помешала разница во взглядах. Каппеллини делал (и до сих пор делает) ставку на wow-эффект. Предметы мебели в его представлении сродни арт-объектам и не обязаны сочетаться между собой. Дордони, наоборот, видел каждый предмет мебели как часть ансамбля и не стремился к сиюминутным эффектам. Его стиль скорее вневременной, чем современный. Элегантные, практичные, комфортабельные, вещи Дордони просто не могут выйти из моды или наскучить. Диван Cuba и стеллаж Aliante, разработанные для Cappellini больше 40 лет назад, до сих пор успешно продаются.
К Дордони начали обращаться директора других, вполне преуспевающих марок. И всем им дизайнер отвечал, что не заинтересован в разовых заказах. Нарисовать один красивый стул — какой в этом смысл? Каждый предмет должен стать частью «семьи», которая с годами будет разрастаться, меняться, сохраняя родовые черты. А это возможно лишь при многолетнем сотрудничестве. Родольфо Дордони — серийный арт-директор. После Cappellini он занимал эту должность на Foscarini, Roda, FontanaArte, Artemide, Minotti и других фабриках.
«Я познакомился с Родольфо в конце 1980-х,— вспоминает Карло Урбинати, президент Foscarini.— Он сыграл огромную роль в истории нашей компании. Благодаря ему из традиционной муранской мастерской мы превратились в современный дизайнерский бренд. Можно сказать, что настоящая дата рождения Foscarini — выставка Euroluce 1990 года. Тогда Дордони разработал наш фирменный стиль, логотип, стенд, каталог и один из главных наших бестселлеров — лампу Lumiere». Светильники — одно из любимых направлений Дордони. Он говорил, что в доме два главных элемента: вид из окна и освещение. Все остальное подстраивается под них. При создании светильников дизайнер, обычно рациональный, давал чуть больше воли эмоциям и интуиции. Например, знаменитый торшер Ray для Flos он нарисовал, как часто вспоминал, следуя внезапному импульсу, всего за несколько минут.
Самые близкие отношения сложились у Дордони с фабрикой Minotti. В них дизайнеру полностью удалось воплотить свои представления о мебельной «семье». Первая коллекция мебели его дизайна вышла в 1997 году, и это была именно коллекция, а не набор разрозненных предметов. Дордони применил к мебельному дизайну принцип фешен-индустрии с той разницей, что здесь коллекции не меняются, а дополняются. «Мы обязаны Дордони тем, что теперь называется стилем Minotti,— говорит Ренато Минотти.— Ценитель искусства и красоты, Родольфо всегда мог найти правильный баланс между страстью и сдержанностью». На посту арт-директора Дордони отвечал не только за мебель, но и за интерьеры стендов и бутиков, а также направление «контракт», то есть обстановку для отелей, ресторанов и прочих общественных пространств.
Хотя карьера Дордони началась с предметного дизайна, им она не ограничилась. Он разрабатывал и архитектурные проекты, хотя уделял им меньше времени. Но в начале 2000-х решил заняться этим всерьез. «Я начал работать с Родольфо в 1998 году,— вспоминает Лука Занибони, партнер студии Dordoni Architetti.— В 2005-м он доверил нам с Алессандро Ачерби архитектурный отдел своей студии. Алессандро преждевременно скончался в 2007 году, и мы продолжили работать вдвоем. Это был 25-летний путь совместного роста, основанный на взаимном доверии, уважении и обмене». Пятизвездные отели и бутики, частные виллы и яхты (компания Sanlorenzo — постоянный заказчик), рестораны и жилые комплексы — Dordoni Architetti работает исключительно в премиум-сегменте. Как и в случае с дизайном, роскошь интерьеров не кричащая, а скромная, складывающаяся из качества материалов и реализации.
Многолетняя совместная работа сблизила Дордони со многими коллегами, сделала друзьями. Хотя клиентами Дордони были богатые, знаменитые и власть имущие, сам он вел максимально непубличный образ жизни. Его дом был открыт, но только для близких. Друзья вспоминают ужины в его миланской квартире или доме на Сицилии. Дордони любил и умел готовить, причем процесс для него был важнее результата. «На кухне хорошо думается»,— говорил он. Кстати, он всегда с особым удовольствием проектировал кухни, мебель для обеденных зон, предметы сервировки. У Родольфо не было детей. Зато своего золотистого спиноне Оттоне он любил, как вспоминают друзья, отеческой любовью и почти никогда с ним не расставался. Пса часто можно было видеть свернувшимся на диване в студии на виа Браманте или гуляющим с хозяином по парку Семпионе.
69-летний дизайнер не собирался на пенсию. На последней Миланской выставке в этом году были представлены дополнения к сериям Brady и Sally для Minotti (новинки уже в Москве), премьеры для Molteni & C. и Roda, коллекция Dine Out для Cassina и многое другое. После грустного известия в дизайнерской прессе появились заголовки «Чао, Руди» — так прощались с ним друзья. Но с его дизайном мы точно не прощаемся.