Устойчивое саморазвитие
Все больше компаний будут вынуждены учить ESG-специалистов самостоятельно
Несмотря на значимость ESG-повестки, в российских компаниях квалифицированных и широкопрофильных специалистов в этой области практически нет, показал опрос Ассоциации менеджеров. По мнению бизнеса, многие из работающих профессионалов разбираются лишь в одном направлении ESG и склонны завышать финансовые требования. Впрочем, ситуация начинает меняться: компании готовы самостоятельно выращивать кадры и выстраивать процессы обучения сотрудников практикам устойчивого развития.
На российском рынке пока недостаточно специалистов, способных заниматься развитием ESG-направления в компаниях, свидетельствует опрос 130 компаний—членов Ассоциации менеджеров (в нем приняли участие топ-менеджеры, руководители направлений устойчивого развития, специалисты). Так, 36% респондентов уверены, что на рынке в целом отсутствуют квалифицированные кадры в области устойчивого развития. Одновременно 67% считают, что специалисты по ESG не обладают знаниями по всем трем направлениям и являются узкопрофильными специалистами. Например, такие работники специализируются только на социальном направлении или только экологическом. При этом финансовые требования таких специалистов завышены (так считают 15% опрошенных), а сама сфера отличается высокой текучкой кадров (10%).
Заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Катерина Киндрук напоминает, что ассоциация уже более 20 лет изучает практики устойчивого развития и ESG, популяризует их и внедряет на территории России. «На примере наших членов мы видим, что активность компаний в части разработки и внедрения стратегий устойчивого развития значительно увеличилась за прошедшие годы, как и количество реализуемых практик. Однако одним из наиболее проблемных вопросов сегодня остается развитие кадрового потенциала специалистов по ESG и повышение квалификации таких сотрудников. Зачастую в компаниях данными вопросами занимаются непрофильные специалисты»,— отмечает она.
В Ассоциации менеджеров считают, что результаты исследования отразили реальную ситуацию на рынке труда с кадрами по устойчивому развитию и помогут понять, какие шаги нужно предпринять, чтобы число профессионалов в этой области росло для решения важных задач бизнеса. Так, сейчас лишь в 43% опрошенных компаний существует выделенное подразделение по устойчивому развитию, в 15% вопросами ESG занимается подразделение по связям с общественностью, в 6% — по управлению персоналом, в 6% — департамент внутренних коммуникаций, 8% — дирекция по развитию, в 22% — другие подразделения.
Список же требований к специалистам длинный. От работника ждут интеграции принципов устойчивого развития в процессы компании (91%), отслеживания внешних факторов и трендов (85%), формирования ESG-стратегии (82%), анализа эффективности реализованных проектов (73%), формирования нефинансовой отчетности (68%), сбора и обработки больших объемов информации (67%), проведения исследований (55%), коммуникации с внешними выгодополучателями (53%). Специалисты при этом должны быть готовы к проблемам взаимодействия между отделами и сотрудниками (76%), дефицита бюджета (67%), нехватки человеческих ресурсов (67%), непонимания со стороны руководства (52%).
Менеджер в области устойчивого развития группы компаний Б1 Екатерина Тимофеева соглашается, что ESG-специалист — это конструктор из разных навыков, так как тема затрагивает различные аспекты (социальные, экологические, экономические). «В современном турбулентном мире продолжает набирать актуальность развитие soft skills: помимо наращивания EQ (эмоциональный интеллект), кандидатам необходимо наращивать и свой AQ (адаптивный интеллект)»,— полагает эксперт.
Директор Группы по оказанию услуг в области устойчивого развития ДРТ Тимур Турсунов отмечает, что ESG-специалист должен обладать глубоким пониманием бизнеса своей компании, чтобы предлагаемые им изменения были уместны, соответствовали бизнес-стратегии компании и дополняли ее. В ДРТ также отмечают разделение роли ESG-специалистов внутри бизнеса: часть специалистов по-прежнему фокусируется на вопросах комплаенса и отчетности об устойчивом развитии, при этом другая часть занимается поиском устойчивых инновационных решений для бизнеса. Новые требования к ESG-специалистам выдвигает переориентация на новые рынки. По словам Екатерины Тимофеевой, речь идет о получении новых сертификаций и знании лучших практик стран Ближнего Востока и Азии. По мнению директора группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Марии Калиновской, добавляются требования в части понимания реалий Азиатского региона и знания китайского языка.
Эксперты отмечают, что в России существует множество программ обучения в сфере устойчивого развития. «НИУ ВШЭ, МГИМО, Финансовая академия выпускают таких специалистов, и выпускники имеют представление о работе в этой сфере. Конечно, это нужно дополнять и сопровождать практиками и в реальных компаниях, и на производстве»,— рассказывает Мария Калиновская. Однако, добавляет она, присутствует нехватка качественных кадров в связи с просадкой на рынке труда, поэтому сейчас идет борьба за лучших, в том числе в сфере ESG.
Руководитель экспертного центра «Деловой России» по ESG-трансформации Николай Кривозерцев считает, что программы обучения в сфере устойчивого развития в основном посвящены вопросам экологии. На рынке же востребованы специалисты более широкого профиля. «Крупный бизнес, конечно, сам заинтересован в воспитании столь необходимых ему кадров. Примерами тому служат и многочисленные программы обучения от ведущих игроков банковского рынка»,— напоминает он. В Kept также полагают, что компании могут самостоятельно выращивать ESG-специалистов. «Например, можно начать с позиции специалиста по экологии и дальше при желании человека расти, поддерживать его и развивать смежные компетенции по отчетности, другим аспектам ESG и т. п. Хорошо, когда у такого специалиста есть базовое системное профильное образование (экологическое, географическое), а знания стандартов можно подтянуть и доработать»,— рассуждает Мария Калиновская.
По данным опроса Ассоциации менеджеров, только 54% респондентов сообщили о выстроенном процессе обучения сотрудников практикам устойчивого развития в их компаниях. В основном речь идет об интенсивах, лекциях и других обучающих мероприятиях с приглашением сторонних спикеров. При этом 61% респондентов сообщили, что имеют собственный корпоративный университет. В 55% компаний сотрудники занимаются самообразованием, в 50% используется система наставничества, в 25% закупаются образовательные программы. В 75% компаний выделяют на эти цели до 10% от бюджета на образование, в 8% компаний — от 10% до 20%, в 3% — от 20% до 30%. Еще 14% респондентов сообщили, что бюджет на обучение не выделяется. Такое решение чаще объясняют волей начальства и уверенностью в достаточности самостоятельного обучения сотрудников (по 60%), а также ограниченным бюджетом компании (20%).
Для обеспечения более эффективного взаимодействия и достижения взаимопонимания необходима совместная работа представителей научной среды и бизнеса, считает Николай Кривозерцев. «Востребованность ESG-специалистов в широком смысле будет только расти, и рынку необходимо уже сейчас позаботиться об их обучении»,— объясняет он. Результаты еще одного исследования Ассоциации менеджеров (115 компаний) подтверждают, что больше трети из них (38%) уже активно внедряют ESG-повестку в свои бизнес-стратегии, 17% используют ESG-принципы во всех ключевых сферах деятельности организации и готовы делиться опытом с другими компаниями. При этом 34% начинают знакомиться с повесткой, но пока не имеют выстроенной долгосрочной стратегии. Лишь 11% сообщили, что повестка ESG в их компании вовсе отсутствует.
Эксперты неоднократно указывали, что, несмотря на санкции, Россия остается включенной в мировую экономику и, соответственно, находится под влиянием мирового регулирования, а ESG-повестка остается общемировым трендом. Поэтому ни государство, ни большинство представителей бизнеса не отказались от поддержки развития ESG. «В моменте расходы были сокращены по множеству направлений, в том числе и в части ESG, однако по прошествии времени бОльшая часть бизнеса возвращается к работе над проектами в этой области»,— констатируют в «Деловой России».