Кульминация и развязки бюджета

Краевые власти закладывают средства на проектирование трех крупных объектов в Перми

В следующем году планируется приступить к проектированию трех дорожных развязок в «проблемных» с точки зрения организации движения местах краевого центра: на ул. Чкалова, на пересечении ул. Макаренко с бульваром Гагарина и на Колхозной площади у Центрального рынка. В проекте краевого бюджета на следующую трехлетку, который на этой неделе должен пройти первое чтение, на разработку проект­но-сметной документации по всем трем объектам заложено 422,9 млн руб. На сами строительные работы, которые оцениваются в сумму более 19 млрд руб., средства пока не пре­дусмотрены. Эксперты считают, что развязки на этих участках позволят улучшить организацию движения и повысить его скорость. Однако быстро реализовать данные проекты, по их прогнозам, не получится.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Контрольно-счетная палата Пермского края подготовила заключение на проект бюджета региона на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов, который был внесен в региональное заксобрание в конце сентября. Заключение опубликовано в едином виртуальном кабинете депутата краевого парламента. В документе, помимо анализа основных параметров бюджета, содержатся детали финансирования некоторых крупных инфраструктурных проектов. Среди проектов, привлекших внимание КСП: строительство транс­портных развязок в разных уровнях на пересечении ул. Чкалова с ул. Куйбышева и Героев Хасана (общая стоимость объекта — 9,8 млрд руб.), строительство транс­портной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Макаренко с бульваром Гагарина (5,1 млрд руб.), а также реконструкция транс­портной развязки на Колхозной площади у Центрального колхозного рынка, на пересечении шоссе Космонавтов, ул. Революции, ул. Пушкина и ул. Попова (4,2 млрд руб.).

Как следует из заключения КСП, в 2024 году должна начаться разработка проектно-сметной документации по данным объектам. На эти цели из краевой казны планируется выделить 67,7 млн руб. в следующем году и 355,2 млн руб. в 2025-м. Финансирование строительно-монтажных работ ни в проекте бюджета, ни в актуальной адресной инвестпро­грамме региона пока не запланировано.

В Контрольно-счетной палате региона указывают, что все развязки расположены в границах Пермского городского округа и не отвечают критериям дорог регионального значения, а значит, находятся в ведении муниципальных органов власти. В КСП предлагают два варианта разрешения ситуации: выделить средства на проектирование не напрямую, а в виде межбюджетного транс­ферта — из бюджета Пермского края бюджету Перми, либо передать полномочия по строительству и реконструкции развязок на краевой уровень.

Проект бюджета, с учетом заключения КСП, будет рассмотрен в первом чтении на заседании краевого парламента 26 октября.

Строительство двухуровневых развязок на ул. Чкалова и на пересечении ул. Макаренко с бульваром Гагарина ранее входило в муниципальную программу «Развитие автомобильных дорог и дорожных сооружений в городе Перми». Сегодня в этих местах регулярно образуются заторы в часы пик. Нагрузка на ул. Чкалова, которая сегодня пересекает сразу три важные дороги: ул. Куйбышева, Комсомольский проспект и ул. Героев Хасана,— вырастет еще больше с вводом улицы Строителей. Проектирование развязок, призванных облегчить движение на этих участках, планировалось провести в 2023–2024 годах на средства городского и краевого бюджетов. В мае этого года стало известно, что оба проекта переходят в ведение краевых властей. Сообщалось, что администрация Перми отозвала заявки на предоставление краевой субсидии для финансирования этих строительных проектов и заниматься ими будет КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта», финансирование проектно-изыскательских работ будет осуществляться из краевого бюджета. Заказчиком строительства также станет КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта».

Пропускная способность площади возле Центрального рынка тоже давно исчерпана. Кроме того, через нее транспортный поток направляется на ул. Попова, а далее на Коммунальный мост, что создает на этом участке дорожный затор. Как таковой реконструкции развязки на площади в муниципальной программе не было, но была запланирована реконструкция ул. Пушкина от ул. Крисанова до Колхозной площади, а также реконструкция ул. Революции от Колхозной площади до ул. Куйбышева.

Начальник пермского «Мостоотряда №123» Юрий Истягин считает, что ввиду капиталоемкости данных проектов решение передать их с городского на краевой уровень было верным. Он полагает, что в создании в городе новых, грамотно расположенных развязок всегда есть необходимость. «Двух­уровневые развязки имеют особенно положительный эффект, ведь это возможность бессветофорного регулирования, а значит, увеличение скорости и повышение комфорта движения. Немаловажен и экономический эффект: за счет сокращения времени и издержек на движение транспорта и доставку разных грузов экономятся как личные средства участников дорожного движения, так и бюджетные деньги»,— говорит господин Истягин.

По словам директора Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаила Якимова, необходимость создания в перспективе двух­уровневых развязок на ул. Чкалова и на пересечении ул. Макаренко с бульваром Гагарина была заложена еще на этапе строительства магистральной автодороги ул. Стахановская — ул. Чкалова — ул. Героев Хасана — ул. Макаренко в 2005 году. «Сразу строить двух­уровневые развязки вместо одноуровневых перекрестков было нельзя — автодорога не вышла бы на эффективную проектную мощность и не реализовала бы тот транзитный потенциал, который она реализует сейчас. Но уже тогда было понятно, что по истечении 10–15 лет потребуется построить двухуровневые развязки, чтобы отделить транзитные транспортные потоки, соединяющие Мотовилихинский и Индустриальный районы, от транспортных потоков, которые связывают эти районы с центром города»,— поясняет господин Якимов. Что касается Колхозной площади, то тут, по его мнению, вполне хватит реконструкции имеющейся развязки, в строительстве двухуровневой необходимости нет. По оценке директора Института транспортного планирования, при своевременном выделении средств разработать и согласовать проекты развязок можно в течение года, построить — в течение трех лет с момента утверждения проекта. «Но это очень сжатые сроки. На практике реализация таких проектов обычно занимает значительно больше времени»,— отмечает Михаил Якимов.

Екатерина Артемова

Вся лента