Boeing дотянул до огней
В пермском аэропорту выкатился за ВПП второй за месяц самолет
Утром 24 октября в пермском аэропорту Большое Савино за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) выкатился Boeing 737 авиакомпании Smartavia, выполнявший рейс из Санкт-Петербурга. Это третий подобный случай в Перми с начала года. По словам представителей следствия, инцидент мог произойти из-за неблагоприятных погодных условий. Согласно данным метеорологов, коэффициент сцепления полосы на заключительной части ВПП, откуда произошло выкатывание, был пониженным, но допустимым. В то же время источники утверждают, что самолет приземлился, пролетев около 720 м от торца полосы, и не исключают, что экипаж начал тормозить колесами слишком поздно.
Инцидент с самолетом Boeing 737, по данным пресс-службы АО «Международный аэропорт Пермь», произошел во вторник около 6 часов 30 минут. Воздушное судно, выполнявшее рейс из Санкт-Петербурга, после посадки выкатилось за пределы взлетно-посадочной полосы примерно на 50 метров в районе огней приближения и огней светового горизонта. На борту находилось 146 пассажиров, в том числе 14 детей, а также 6 членов экипажа. Никто из них не пострадал.
Пермская транспортная прокуратура и межрегиональное следственное управление на транспорте СКР сообщили о проведении проверок. Предварительно причиной инцидента названы «неблагоприятные погодные условия». В результате аэропорт Большое Савино был закрыт на прием и отправление воздушных судов примерно на четыре часа. Было задержано семь рейсов из Перми и несколько — из Москвы. Рейс, который летел в Пермь из Сургута, перенаправили в Екатеринбург.
По данным сайта «Метеоновости», на момент посадки над Большим Савино были облачность с нижней границей 100 м и мокрый снег.
На взлетно-посадочной полосе метеослужба аэропорта зафиксировала слякоть и мокрый снег, коэффициент сцепления ВПП составлял 0,35.
Собеседники «Ъ-Прикамье» говорят, что эта величина не была одинакова для все длины взлетно-посадочной полосы. Так, в ее начале по курсу посадки судна коэффициент составлял 0,4, в середине — 0,35, а в заключительной части, где самолеты совершают разворот,— 0,3. Этот коэффициент является минимальным, при котором пермский аэропорт может принимать и отправлять воздушные суда. «Это особенность взлетно-посадочной полосы именно пермского аэродрома,— рассказывает один из источников,— ВПП несколько раз удлинялась и перестраивалась, поэтому имеет разную толщину. Соответственно, при падении температуры "тонкая" часть быстрее охлаждается».
Еще одной особенностью аэродрома источник назвал продолжающийся ремонт рулежных дорожек и перрона у здания нового аэровокзала.
Из-за этого после посадки экипажи воздушных судов вынуждены выполнять пробег практически до конца полосы, где происходит разворот для выдвижения к другому перрону. Именно на этом участке ВПП коэффициент сцепления 24 октября был наихудший.
По мнению собеседников, ситуация с самолетом Smartavia напоминает сентябрьский инцидент с Boeing 737 турецкой авиакомпании AnadoluJet, который тоже выкатился со взлетно-посадочной полосы. Тогда источники говорили, что экипаж якобы выполнил касание ВПП за пределами зоны точной посадки, поздно задействовал тормозную систему и в результате не успел остановиться. Один из собеседников не исключает, что экипаж не смог вовремя снизить скорость, которая необходима на скользкой ВПП для остановки и выполнения разворота. В то же время он утверждает, что сотрудники правоохранительных органов получили отчет метеослужбы, где указано, что аэродром при таком коэффициенте сцепления на полосе мог принимать рейсы.