Турция отдаляется от Израиля

Какую позицию занимает Анкара в вопросе конфликта на Ближнем Востоке

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отменил визит в Израиль. Он заявил, что отношения двух стран могли нормализоваться, но Анкара не увидела ответных шагов. Кроме этого, Эрдоган предложил созвать мирную конференцию. И Турция, по словам президента, готова выступить гарантом для Палестины. Более того, он заявил, что «Хамас» — это не террористическая организация, а освободительная группировка, которая защищает свою землю.

Фото: Reuters

Поэтому турецкий лидер призвал мировое сообщество оказать давление на премьер-министра Биньямина Нетаньяху, чтобы остановить действия Израиля в Газе и активизировать усилия по урегулированию конфликта: «Я пожал руку Нетаньяху один раз в жизни — в Турецком доме в Америке.

У нас была идея поездки в Израиль, но мы от этого отказались. Они злоупотребили нашей доброй волей и нашими отношениями.

Мы говорим тем, кто убивает детей, кто с помощью военных самолетов извергает смерть: вы тоже когда-то убегали от падающих ракет. Не убивайте детей!»

О необходимости создать «систему гарантов сторон конфликта» в МИДе Турции заявили на прошлой неделе. Какие еще страны могут присоединиться к инициативе, не сообщалось. После нападения «Хамаса» на Израиль 7 октября Эрдоган называл суверенитет Палестины залогом мира на Ближнем Востоке.

Подобными инициативами и заявлениями глава Турции хочет добиться того, чтобы Анкара была лидером в Ближневосточном регионе, считает кандидат исторических наук, доцент департамента международных отношений Высшей школы экономики Владимир Сотников. При этом даже если его предложения ни к чему не приведут, турецкому лидеру это никак не угрожает, говорит он:

«Эрдогану как никогда необходим серьезный международный успех. Несмотря на то, что он победил на выборах в мае, оппозиционные настроения все-таки остаются — это во-первых. Во-вторых, ему надо укрепить позицию в его противоборстве с остальными членами НАТО. В-третьих, закрепить роль Турции как ведущего игрока в условиях острой конкуренции с Саудовской Аравией и Ираном.

У турок нет особых противоречий с последним, но в то же время они где-то подспудно говорят о том, что проиранские группировки, та же "Хезболла", портят всю картину. То есть Эрдоган хочет играть роль лидера всего мусульманского мира по крайней мере в конфликте "Хамаса" с Израилем. Что касается реальных шагов, он может начать озвучивать конкретные инициативы. Скажем, предложит встречу представителей обеих сторон в Стамбуле.

Но, боюсь, как бы не получилось хуже, чем в ситуации с переговорами по украинскому кризису, когда приехали люди и ни о чем не договорились. А потом все прервалось. Думаю, здесь до этого дело не дойдет. У Эрдогана беспроигрышный вариант. Не получится провести переговоры — как минимум Турция покажет всему мусульманскому миру и международному сообществу, что она претендует на лидерство в каких-либо мирных переговорах. Ранее это была Украина, теперь — другой конфликт».

Кроме того, по данным СМИ, Турция объявила о приостановке совместных с Израилем проектов в сфере энергетики. Речь, в частности, о разведке углеводородов в Средиземном море, а также об экспорте газа в Европу. В МИД Израиля осудили слова Эрдогана по поводу «Хамаса». Там назвали их попыткой защитить террористическую организацию.

Турецкий политолог Керим Хас уверен, что к реальным шагам Эрдоган не перейдет, ведь полного разрыва партнерских отношений между Турцией и Израилем не было и во время предыдущих обострений: «Эрдоган, несмотря на кризис в отношениях между Турцией и Израилем, всегда поддерживал контакты. После событий с Mavi Marmara в 2010 году торговый обмен между двумя странами многократно вырос.

Турция продолжала поставлять нефть на израильский рынок даже во время "самолетного кризиса" с Россией. Семья Эрдогана, его сыновья, поддерживают эту торговлю. Думаю, президент Турции рассчитывает на то, что после окончания конфликта Нетаньяху не останется у власти, поэтому он может открыть какую-то новую страницу с новым израильским лидером. Что касается заявлений Эрдогана об отмене визита в Израиль, на самом деле он никогда не планировался. Был предполагаемый визит Нетаньяху в июле, но тогда он заболел».

На этом фоне американские СМИ утверждают, что США уже на протяжении нескольких дней пытаются убедить Израиль отказаться от начала наземной военной операции в секторе Газа. Вашингтон опасается, что из-за нее Иерусалим «увязнет в кровавой битве за каждый дом в анклаве». По другим данным, операцию отложили, чтобы дать США возможность перебросить дополнительные системы противоракетной обороны в регион.

24 октября глава МИД Израиля Эли Коэн во время дебатов в Совбезе ООН заявлял, что борьба с «Хамасом» — обязанность Израиля и другим странам следует его в этом поддержать. Сейчас у мирового сообщества нет единства по вопросу палестино-израильского конфликта, обращает внимание эксперт по Ближнему и Среднему Востоку Станислав Тарасов. Он не исключает, что вскоре действительно может появиться план по урегулированию ситуации:

«Большинство государств-членов ООН, особенно арабские страны, продемонстрировали, что Израиль проигрывает информационную войну. Рост антиизраильских настроений нарастает. Заявления генсека организации Антониу Гутерриша, а он не такой уж независимый человек, тоже не являются импровизацией.

В этой связи вылезают сценарии урегулирования: вполне возможно, что под давлением Запада кабинет Нетаньяху уйдет в отставку, что в Израиле может появиться временное правительство, способное вести переговоры о приостановке боевых действий с переходом на широкий формат международных по признанию палестинского государства.

Более конфронтационный сценарий вбросил президент Франции Эмманюэль Макрон. Он заявил, что нужно создать международную коалицию по типу борьбы с ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ). А международная коалиция — это уже широкоформатная оригинальная война.

При этом Турция всегда выступала покровителем палестинского урегулирования. Этот конфликт застал ее в ситуации нормализации отношений с Израилем.

Еврейское государство проявляет недовольство, но не выступает с резкой критикой, не отказывается от признания роли Анкары в качестве посредника. Видимо, против участия турок президент Палестины Махмуд Аббас, который не совсем доверяет Эрдогану в силу его связей с "Хамасом"».

В Минздраве Палестины тем временем сообщили, что система здравоохранения сектора Газа «полностью рухнула»: закончились лекарства от рака и диабета. В ООН отмечают, что укрытия переполнены: в 150 объектах находятся около 600 тыс. беженцев. С начала обострения конфликта в секторе Газа погибли более 5 тыс. человек. В Израиле, по официальным данным, — около 1,5 тыс. Местная полиция также сообщила, что эксперты опознали тела большинства мирных жителей, погибших в результате нападения «Хамаса».


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елизавета Скобцова, Владислав Викторов, Александр Рассохин

Вся лента