Портрет на фоне чужой истории
Как Отто Дикс снова стал нашим современником
В Дейхторхаллене в Гамбурге открыта выставка «Дикс и современность». Очевидно, что у каждого времени свой взгляд на того или иного классика, но эта выставка показывает, что сегодня сосуществуют несколько современностей, из которых можно посмотреть на заглавного героя.
Автопортрет Дикса приветствует входящих на выставку, и этот избитый экспозиционный ход здесь оказывается как раз к месту. Автопортрет, написанный в 1942 году, в период внутренней эмиграции, производит очень странное, одновременно цельное и противоречивое впечатление — и манерой, и композицией. Манера, если описывать ее в историко-политических терминах, представляет собой невозможный гибрид Веймарской республики и Третьего рейха, то есть в ней явно различим призвук «новой вещественности», которую будут клеймить как «дегенеративную», однако гораздо громче звучат парафразы старых немецких мастеров, но не потому, что это приветствуется национал-социалистской эстетикой, а как раз наоборот — в качестве тихого и вместе с тем очень жесткого протеста. Композиция тоже представляет собой гибрид — парадного и интимного портрета: художник изображен за работой, сидит перед мольбертом, держит в руках палитру и кисть, одет в белую рабочую робу, напоминающую монашеское одеяние и заляпанную краской, но при этом фигура живописца представлена на фоне алого барочного занавеса, как будто это монарх или полководец, край занавеса откинут, и за ним виднеется зловещий пейзаж с багряным закатом в клубах серых туч, похожих на взрывы. Мольберта, перед которым сидит художник, мы не видим — мы видим, что он пристально вглядывается в то, что пишет на холсте, но получается, что из своего 1942 года он смотрит на нас, современников.
Выставочный жанр «классик и современность» никогда не выйдет из моды, и хотя со дня смерти Отто Дикса (1891–1969) прошло всего полвека, он — безусловный классик модернизма и годится на роль триггера диалогов об актуальности прошлого как нельзя лучше, ведь его работы «классического», веймарского периода стали одним из главных, плакатных антивоенных высказываний в мировом искусстве. Собственно плакатом и политической публицистикой он не занимался — он, и сам со школьной скамьи, со времен своей довоенной учебы в экспрессионистском Дрездене склонный к диалогам с классикой об актуальности, занимался современным «танцем смерти» и новыми «бедствиями войны», но офортная сюита «Война» (1924), сделанная по мотивам его окопной дневниковой графики, читалась как плакат в 50 частях с девизом «никогда больше». На войну Дикс, юный ницшеанец, попал резервистом, но просился на передовую и, в отличие от многих коллег, действительно сходивших с ума или же симулировавших нервное расстройство, чтобы «откосить» от армии, отслужил от звонка до звонка, на Западном и Восточном фронтах. Хотел — как художник — видеть все своими глазами. Насмотрелся. На войну он уходил с кашей из немецкого экспрессионизма, французского кубизма и итальянского футуризма в голове, примиряя все национально-противоборствующие течения в милитаристском «Автопортрете в образе Марса» (1915), с войны вернулся дадаистом, но не циником. Живыми военными впечатлениями, пусть и пропущенными сквозь призму академической учености, полны не только офорты «Войны», но и главные картины времен «веризма» и «новой вещественности». Словом, можно было бы взять на экспозицию две «Войны» Дикса, серию офортов 1924 года и великий живописный триптих из дрезденского Альбертинума 1932 года и добавить к ним множество антивоенных высказываний современных художников, чтобы получить выставку на вновь актуальную (или вечную) тему. Однако кураторы не пошли этим простым путем.
Может быть, дело в финансах и логистике, но ни «Войны» из Альбертинума, ни других титульных работ Дикса на выставке в Гамбурге нет. Из антивоенного — только все офорты «Войны» и картина «Фландрия» (1934–1936), какую можно принять за пейзаж во вкусе Альтдорфера, с горами и озерами, но, когда присмотришься, замечаешь, что горы образованы трупами павших солдат и лошадей, а озера — заполненные водой траншеи и воронки от снарядов. Разумеется, этого вполне хватает для того, чтобы на выставке был большой антивоенный раздел. Тут и «Культура, вторая исправленная природа» Кадера Аттиа, серия деревянных голов, которые напоминают африканскую скульптуру, так вдохновлявшую модернистов, но на самом деле апеллируют к другому аспекту культуры модерна — все бюсты сделаны по медицинским фотографиям изувеченных на фронтах Великой войны солдат (среди офортов Дикса тоже есть один такой ужасающий образ юноши в лазарете). Тут и «Балканское барокко» Марины Абрамович, отсылающее к Югославским войнам, и «Битва за Британию» Грейсона Перри, отсылающая среди прочего к «Брекситу», и прочее и прочее. Дрезденский триптих «Война» представлен большой фоторепродукцией в натуральную величину, но в экспозиции есть и другие репродукции, в частности картин военного цикла: «Калек» (1920) и «Окопа» (1920–1923). Обе числятся пропавшими — скорее всего, были уничтожены, пусть слабая надежда на то, что их продали, как продавали многое из «дегенеративного» искусства, списанного из музеев, и они пылятся в каких-то неизвестных тайных коллекциях, все же остается. Тут возникает еще одна важная и, увы, актуальная тема для диалогов прошлого и настоящего.
Проблемы у Дикса начались еще до прихода нацистов к власти, и речь не только о веймарской цензуре, ратовавшей за мораль и благопристойность. С 1927 года, когда Дикса утвердили в должности профессора Дрезденской академии художеств, он стал красной тряпкой для националистически озабоченных художественных кругов города, выступавших с публичными доносами в печати: дескать, профессор-извращенец, пишущий калек и проституток, растлевает студентов, которым не суждено проникнуться подлинно немецким духом искусства. Вскоре им представился шанс взять реванш. Осенью 1933 года в Дрездене открылась экспозиция, которую считают первой репетицией печально знаменитой мюнхенской выставки «дегенеративного» искусства 1937 года. В дрезденской ратуше были показаны «Калеки» и «Окоп» — это открыло им и другим шедеврам Дикса прямую дорогу на все последующие публичные шельмования в форме выставок. В 1933-м его уволили из Дрезденской академии, с 1936-го он не мог выставляться, более двух с половиной сотен его работ было изъято из немецких музеев, а в конце 1938-го он провел две недели в тюрьме гестапо. И конечно, когда современные художники ведут разговор с Диксом, взаправду обращаясь к его наследию или непреднамеренно вступая в беседу по кураторскому произволу, они имеют в виду прежде всего это преследуемое «дегенеративное» искусство. Например, «новую вещественность», взглянувшую на новый мир сквозь одновременно объективирующую и гротескно искажающую реальность линзу, или веймарскую сексуальную революцию — целый зал отведен под всевозможное сексуально-эксплицитное и квирное, так что фразу, начатую Диксом, подхватывают Юлиан Розефельдт, Нан Голдин, Люсьен Фрейд и Николь Айзенман. Но при этом тему тоталитаризма и тоталитарных репрессий против культуры развивает, кажется, одна лишь Яэль Бартана — в видеоинсталляции «Дегенеративное искусство живо» по мотивам диксовских «Калек».
В 1933 году начинается период внутренней эмиграции, который у Дикса, кажется, так и не закончился (после Второй мировой он окажется в подвешенном состоянии — между ФРГ и ГДР, между западной абстракцией и восточным соцреализмом, не найдя себя нигде). В 1936-м он сбежал на самый край империи, жил в Хемменхофене на берегу Боденского озера, откуда видна свободная и нейтральная Швейцария, где его продолжали выставлять, но при этом, ощущая себя именно что подлинно немецким художником, истинным выразителем немецкого духа, покидать родину не хотел. От родины не уйдешь: она вспомнила о нем в 1945-м, призвала в армию, отправила на фронт — конец войны он встретил в качестве французского военнопленного в Эльзасе. С диксовским «Автопортретом в образе военнопленного» (1947) на выставке вступает в диалог огромный двусторонний пейзаж Ансельма Кифера из цикла, посвященного Паулю Целану: немецкая почва, щедро политая немецкой кровью, родит немецкий дух. «Автопортрет» — одна из вершин немецкого экспрессионизма, к которому Дикс вновь приходит в переломный момент войны, где-то около 1943-го, постепенно освобождаясь от отчасти вынужденного, отчасти программного ретроспективизма.
Еще до всех санкционированных сверху погромов искусства, за год до того, как Гитлер был назначен рейхсканцлером, Дикс вдруг примется писать в манере и технике мастеров Северного Возрождения, да так, что его доски порой не отличишь от работ живописцев XV–XVI веков. Вначале это были обнаженные, как у Кранаха Старшего и Бальдунга Грина, потом — пейзажи, портреты и религиозные сцены, напоминающие о Дунайской школе, Дюрере и Босхе. Эти портреты и пейзажи делались для немногочисленных коллекционеров, решившихся поддержать опального художника, и кормили его на протяжении восьми лет национал-социализма. Национал-социализм тоже ратовал за возвращение к старым немецким мастерам и романтикам, но парадокс заключается в том, что Дикс, даже в самых разнузданных веймарских работах, никогда немецкой традиции не изменял — все герои его послевоенного, голодного и изувеченного города, в сущности, были героями Грюневальда и Рунге, нюхнувшими иприта. В 1938 году художником во внутренней эмиграции завладеет навязчивая идея — легенда о святом Христофоре, он напишет серию лучезарных картин, совершенно «дунайских», с аллюзиями на Дюрера и Кранаха. В Гамбург из Геры привезли огромную доску, первого «Христофора» в цикле — его выставляли в Швейцарии в 1938-м, и один искусствовед тогда сказал, что это аллегорический автопортрет самого Дикса, который переносит в безопасное место все лучшее в немецком искусстве, словно святой мученик — младенца Христа.
Гамбургская выставка как раз и ценна тем, что на ней собрано очень много этих ретроспективистских картин Дикса конца 1930-х и начала 1940-х,— видно, что внутренним надрывом и скрытым гротеском они изрядно отличаются от халтуры, какую в те же годы гнали чуткие к переменам эстетического климата члены Рейхскунсткамеры, что искусство это совершенно другой природы, хоть и черпает из того же источника. К диалогу с Диксом в образе старого немецкого мастера приглашены художники со всего света: кранаховских обнаженных комментирует Джон Каррин с «мерзкой плотью», дюреровские портреты и аллегории — «гэдээровский Грюневальд» Вернер Тюбке, тревожные «дунайские» ландшафты — Джанни Мотти с «пейзажами после битвы» в Косово и Палестине, евангельские сюжеты — Синди Шерман в виде мадонны с младенцем. Сопоставления интересны и остроумны, даже когда авторы не имели в виду никакого Дикса. Но один очень важный аспект искусства Дикса остается непроговоренным: это его внутренняя эмиграция как таковая, не отдельные сюжеты и мотивы, а сама попытка выжить, сохраняя верность себе и не поступаясь принципами по мере возможности. Поддержать беседу на эту тему могло бы множество современных художников из Ирана, Турции или России — на протяжении последних лет они превосходно освоили эзопов язык. Но их на выставке нет, а остальным с трудом дается речь, составленная из недомолвок и иносказаний. Это, видимо, добрый знак: мы так быстро перестаем понимать людей, живущих и выживающих под репрессиями, потому что репрессии не вечны. Люди, впрочем, тоже.
Deichtorhallen, Гамбург, до 25 февраля 2024
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram