Благородные, но такие разные
Почему цены на драгметаллы разнонаправлены
Кризисные явления побуждают инвесторов искать защитные активы. Неплохо справляется с рисками золото, особенно на длинном горизонте, в меньшей степени — серебро. Плохо подходят для этого металлы платиновой группы — при таких инвестициях стоит учитывать состояние основного потребителя, автомобильной промышленности, а также темпы изменения технологий.
Драгоценные металлы традиционно используются в качестве защиты в период повышенной неопределенности, поскольку в отличие от иных финансовых активов не могут иметь нулевую стоимость. Однако только золото рассматривается инвесторами как универсальный инструмент от всей полноты кризисных явлений как в экономике, так и по части геополитики. Наглядным примером тому стало обострение ситуации на Ближнем Востоке, после чего буквально за три недели цена благородного металла подскочила на 7%, до $2009 за унцию. Даже с учетом последующего снижения до отметки $1958, на 9 ноября это на 7,4% выше значений конца 2022 года, из которых 6,4% подъема пришлось на последние недели.
Риски втягивания в конфликт других стран оказали заметное влияние и на серебро, цена которого подскочила до $22,5 за тройскую унцию. Это почти на 9% выше значений начала октября, но по сравнению с уровнями начала года все еще на 6% ниже. «Цены на серебро зависят от фактора спроса и предложения, но сейчас большую роль играют макроэкономические аспекты, а именно замедление мировой экономики и риски рецессии на фоне роста ставок мировых ЦБ»,— поясняет старший аналитик инвестиционного банка «Синара» Дмитрий Смолин.
Динамика котировок платины и палладия отстает от динамики цен на золото и серебро из-за промышленного спроса, который страдает на фоне замедления роста мировой экономики. За неполные пять недель с начала октября цена палладия упала более чем на 20% и впервые с августа 2018 года опустилась ниже $1000 за унцию, до $991 за унцию. С начала года потери достигли 46%. Платина потеряла в цене за те же периоды 0,6% и 21%, закрепившись возле отметки $848 за унцию.
Беспокойство инвесторов вызывает негативное влияние слабого экономического роста в Китае и Европе на автомобильную отрасль, которая является ключевым потребителем этих металлов. Более сильное падение цены палладия связано еще и с тем, что в производстве катализаторов для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) палладий начали активно заменять платиной. Только за счет этого процесса, как считают эксперты World Platinum Investment Council, дополнительный спрос на платину по итогам года может составить 615 тыс. тройских унций.
Относительно перспектив золота и серебра аналитики высказываются с осторожностью. Многое будет зависеть от политики ФРС США, а именно от продолжительности удержания ключевой ставки на повышенном уровне. На фоне высоких ставок металлам придется конкурировать с более доходными казначейскими облигациями США. По мнению старшего аналитика по товарно-сырьевым рынкам SberCIB Investment Research Анны Пильгуновой, переход Федрезерва к мягкой денежно-кредитной политике будет способствовать росту цен на все драгоценные металлы.
Относительно перспектив металлов платиновой группы аналитики более оптимистичны, особенно в части платины. «По палладию и платине ждем восстановление цен с текущих уровней до $1250 и $1000 на фоне истощения запасов у потребителей и восстановления производства автомобилей с ДВС»,— отмечает Дмитрий Смолин. По мнению Анны Пильгуновой, платина по сравнению с палладием имеет больший потенциал с учетом ее большей перспективности в зеленых отраслях. В пользу этого и дефицит металла на рынке. По прогнозам World Platinum Investment Council, в этом году дефицит металла может составить около 12% от прогнозируемого спроса на металл. «Такая фундаментальная картина играет на руку ценам — в результате платина с начала года подешевела менее заметно, чем палладий»,— отмечает госпожа Пильгунова.