Эпоха географических перемен
Исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков России — о трендах в развитии зон с преференциальными режимами
Почему «новая модель локализации» и «новая география» — определяющие термины для понимания происходящего с промышленными площадками сейчас, рассказал исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков России Денис Журавский.
Фундаментальные геополитические и экономические изменения, происходящие в мире, отразились абсолютно на всех отраслях. Промышленные площадки в этом смысле не стали исключением. Прежде всего принципиально поменялась модель локализации. Раньше имела распространение так называемая распределенная модель локализации: все компоненты производились в разных частях света с учетом мирового разделения труда, а далее поставлялись на сборочные заводы, приближенные непосредственно к рынкам сбыта. В «старом» мире получать, например, микроэлектронику из Азии, а химические вещества — из Западной Европы было удобно и экономически оправданно. Однако с началом пандемии эффективная работа глобальных цепочек поставок оказалась под вопросом, а дальнейшие геополитические события усугубили этот процесс. Мир разделен торгово-экономическим противостоянием между странами, и ранее существовавшая модель стала попросту нецелесообразной.
В связи с этим промышленные производители вынуждены либо локализовывать полный цикл в большинстве макрорегионов мира, либо, если это невозможно, менять направления международных поставок. Соответственно, география разделения труда и технологической кооперации становится совершенно другой и по форме, и по сути. Теперь она больше не основана на соотношении рыночных факторов (цена, качество), а обусловлена разделением на дружественные и недружественные юрисдикции, доступностью транспортно-логистической инфраструктуры и другими неэкономическими факторами.
Ассоциация индустриальных парков России
Ассоциация индустриальных парков России (АИП) — общероссийская отраслевая некоммерческая организация, с 2010 года объединяющая большинство индустриальных парков и ОЭЗ страны, а также поставщиков услуг в сфере промышленного строительства. Наряду с управляющими компаниями индустриальных парков в АИП России входят региональные корпорации развития, консультационные, проектировочные и строительные компании — всего более 160 юридических лиц из 65 субъектов РФ. Ассоциация выражает консолидированную позицию отрасли во взаимоотношениях с федеральными органами власти, является правообладателем добровольного стандарта «Индустриальные парки. Требования» и занимается коллективным продвижением индустриальных парков и сопутствующих услуг в деловых кругах России и мира. Основным средством коммуникации между инвесторами и промплощадками является профессиональный сервис «Подбор площадки под производство по техническим параметрам проекта».
И с этой точки зрения сейчас уникальное время для индустриальных парков, особых экономических зон и других территорий с преференциальными режимами. Площадки адаптируются к фундаментально другой модели локализации, что одновременно и вызов, и возможность. Им еще только предстоит сформировать новый ландшафт международного промышленного сотрудничества, который отличается от старого как географией, так и принципами кооперации. Компании стараются приблизить производство к рынкам сбыта и обеспечить его максимально локальными поставками компонентов, выполнением технологических операций и т. д.
Вслед за географией партнеров изменились, притом значительно, и запросы инвесторов на услуги промышленных парков. Во-первых, сильно сократились сроки размещения производства, потому что рыночные ниши быстро трансформируются и зачастую решение компании о запуске какого-то предприятия — это уже вовсе не стратегический шаг развития, а вынужденная реактивная мера, необходимая для сохранения бизнеса. У производственных компаний больше нет двух-трех лет, чтобы выбирать земельный участок, потом что-то долго планировать, строить и налаживать поставки. Нужно разворачивать полный цикл производства, желательно в готовом помещении. А еще лучше, если есть готовый пул поставщиков и чтобы управляющая компания оказывала резидентам услуги по выполнению технологических операций. Это также значимый тренд в структуре спроса российских инвесторов. К слову, подобная модель распространена в Китае и других странах Азии, и здесь нашим компаниям, пожалуй, полезно этот опыт заимствовать, потому что они как раз в таком «островном» режиме живут довольно давно и к экономической конфронтации, захлестнувшей сейчас весь мир, оказались готовы.
Наличие льгот никогда не было ключевым фактором, определяющим выбор инвестора в пользу региона или конкретной площадки, и сейчас он становится еще менее значимым. Бизнес-риски настолько высоки, а турбулентность так велика, что льготы — это лишь приятное дополнение, но они не определяют выбор локации производства. По этой причине и особые экономические зоны, и индустриальные парки находятся в одинаковом положении: им предстоит сформировать принципиально новый портфель услуг для новых инвесторов.
Пока можно лишь предполагать, какие именно сервисы станут главными. Среди очевидных можно выделить функции «торгового дома» резидентов промышленного парка. Сейчас некоторые институты развития играют роль прообраза такого «торгового дома», оказывая компаниям услуги сопровождения на внешних рынках, содействуя экспорту. Единая служба закупок для резидентов парков и особых экономических зон тоже имеет право на жизнь. И прообразы такой системы уже тоже формируются. Например, в Портовой ОЭЗ в Ульяновской области управляющая компания по заказу своих резидентов оказывает международные логистические услуги, а также обеспечивает поставки напрямую из Китая отдельных компонентов и комплектующих. В перспективе эта практика может быть масштабирована, и такие сервисы могут оказываться резидентам не только своей ОЭЗ, но и инвесторам из других площадок и других регионов.
Развитие горизонтальных связей между промышленными парками открывает возможности для налаживания поставок комплектующих между их резидентами. В случае с особыми экономическими зонами возникает преимущество поставок внутри преференциального режима без оплаты таможенных пошлин. Поэтому мы работаем над созданием платформы, позволяющей налаживать технологическую кооперацию между резидентами разных площадок, находящихся в разных регионах России, даже в других юрисдикциях.
Так что сообщество зон с преференциальными режимами вновь становится международным, но уже в совершенно другой географии. В частности, сейчас возникают партнерские отношения между российскими промышленными площадками и зонами в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии. Активно развивается диалог с Китаем как отдельное важное направление в рамках проекта «Один пояс — один путь». Нам вместе предстоит заниматься формированием совершенно нового бесшовного пространства для принципиально другой модели локализации, возникающей на фоне разрушения старых глобальных логистических и производственных цепочек. Это профессиональное сообщество промышленных площадок ориентировано на дружественные к России юрисдикции и создает спрос на единые подходы к промышленной инфраструктуре. Я думаю, что в ближайшее время появятся новые международные организации, объединяющие особые экономические зоны и промышленные парки и, соответственно, новые международные стандарты и рейтинги. Но это уже будет происходить без участия западного мира.