«Конкурс давно стал международным»
Раймон Лоретан, GPHG
Раймон Лоретан возглавляет фонд Grand Prix d’Horlogerie de Geneve (GPHG) с 2018 года. При нем правила были изменены — для большей прозрачности и беспристрастности GPHG создал Академию, в которую входят часовые профессионалы и любители со всего мира, в том числе и из России. Академики участвуют и в предварительном отборе, и в финальном голосовании онлайн, вместе с 30 членами жюри, также членами Академии, принимающими решение на очном заседании. Интервью Раймон Лоретан дал перед церемонией награждения.
— Насколько вам удалось изменить отношение к призу «главных» марок, которые по-прежнему уклоняются от участия?
— Не все! Есть несколько «главных» марок, которые участвуют. Не надо всех стричь под одну гребенку. Каждый год проходит новый цикл отбора, и каждый год марки или соглашаются дать свои часы, или не испытывают желания участвовать. Я менее всего склонен драматизировать, когда та или иная марка отсутствует.
— Это может помешать представительности конкурса.
— Мне кажется, главное — правильный баланс между марками очень известными, очень богатыми и менее известными. GPHG этого года — как раз хороший пример. Ради «прозрачности» отбора мы создали Академию GPHG, в которую уже входят 850 человек. К 2025 году, я надеюсь, их будет не меньше тысячи. Как можно повлиять на тысячу не связанных между собой судей? Никак! Я убежден, что нынешний имидж премии и гарантия беспристрастности, которую мы дали, расширив список судей, рано или поздно побудят бренды принять правильное решение. К тому же они не могут не оценить эволюцию самого конкурса, его воспитательную, образовательную роль.
— Что вы имеете в виду?
— Нам недостаточно раздать призы и забыть о часовом деле до следующих номинаций. Мы стараемся воспитывать подлинный вкус к часовому искусству, желание не только приобретать красивые часы, но, может быть, и участвовать в их создании.
То есть марками будет руководить не просто стремление выиграть. Участие в конкурсе станет важным актом солидарности со всем часовым миром, с отраслью, которая для Швейцарии очень важна.
— В этом году среди 56 участвующих марок только 36 швейцарских, остальные из других стран. Да и жюри возглавляет британец, знаменитый журналист Ник Фулкес. Раньше главами жюри были швейцарцы. GPHG хочет завоевать мир?
— Конкурс давно стал международным. Прежде всего потому, что он приглашает к участию все марки мира, затем потому, что международной стала его система отбора, члены Академии живут в разных странах. Главное для президента жюри — его знания и его компетенции и то, с каким уважением к нему относятся в мире. Мне кажется, что Ник Фулкес идеально подходит.
— Как устроен бюджет GPHG?
— Цифры не так уж велики, а устроен бюджет следующим образом: 20% спонсорских взносов, причем среди спонсоров нет часовых марок, 10% поддержки государственных фондов и 70% — поддержка марок в виде платы за номинации часов. Первый этап стоит всего 700 франков за одну модель, представленную на конкурс. Взнос в случае отбора в номинации составляет 8 тыс. франков. Плюс, марки покупают, например, свои столы для торжественного ужина, то есть платят за себя и за своих гостей.
— Откуда они знают, что надо заказывать банкет? Они уверены, что выиграют?
— Нет, они платят за это заранее, в начале октября. Итоги им не известны до последнего момента. Я сам не знаю результатов, которые будут объявлены этим вечером.
— А как тогда главы марок узнают, что им стоит присутствовать в зале в час объявления итогов?
— После подведения итогов, которые известны только нотариусам, работники фонда получают имена людей, которых надо пригласить. Приглашенные не знают, почему их зовут, то есть за какой из многочисленных премий их приглашают прийти. Элемент неожиданности сохраняется. Бывают и радости, и разочарования.
— GPHG часто становится объектом критики из-за присутствия на конкурсе чрезвычайно дорогих моделей. Средняя цена предварительно отобранных 90 часов составила в этом году более 183 тыс. швейцарских франков.
— Это наша реальность. Нам хотелось бы иметь больше «демократичных» моделей, но жюри оценивает то, что предлагают, то, что производят марки-участники. Эти часы дороги, но не просто находят покупателей, многие модели уже распроданы. Я думаю, что все часы всех ценовых категорий имеют право участвовать. У нас есть специальные номинации «Маленькая стрелка» и «Вызов» для моделей не дороже 8 тыс. франков или 2 тыс. франков. Но мы не должны судить часы исходя из того, на какую аудиторию они рассчитаны, сколько они стоят и насколько редки. Нам надо оценивать их профессиональные, художественные и технические качества. Не наше дело учить марки, кому и за сколько продавать часы.