Без оценки риска не входить
Кремль поддержал продление на год моратория на внеплановые проверки компаний
Запрет на внеплановые проверки бизнеса контрольно-надзорными органами, кроме конкретных объектов с высокими рисками нарушений, будет продлен на 2024 год. Готовившееся аппаратом правительства предложение об этом в среду во время доклада его руководителя, вице-премьера Дмитрия Григоренко на совещании чиновников Белого дома с президентом встречно выдвинул Владимир Путин. Решение фиксирует поддержку Кремлем направления реформы и хоронит надежды ряда контрольно-надзорных ведомств на возвращение к широкому поиску нарушений в компаниях: Белый дом получил инструмент для подталкивания проверяющих к доказательной оценке рисков и адресной работе с компаниями, в которых они высоки. Пока госконтроль только учится работать по-новому, а общее число контрольно-надзорных мероприятий продолжает снижаться.
Доклад главы аппарата правительства, вице-премьера Дмитрия Григоренко на селекторном совещании президента с правительством, нацеленный на то, чтобы убедить главу государства продлить мораторий на внеплановые проверки бизнеса, был внезапно прерван Владимиром Путиным, когда чиновник только начал излагать аргументы в пользу такого решения.
Скетч был разыгран втроем. «Так, может быть, продлить мораторий на 2024 год?» — обратился господин Путин после первого упоминания моратория к Михаилу Мишустину. «Прокурор даже предлагал больший срок»,— с совершенно серьезным лицом ответил премьер (речь — об Игоре Краснове, главе Генпрокуратуры, которая в рамках реформы КНД обеспечивает соблюдение новых правил игры, см. “Ъ” от 18 августа). «Прокуратура всегда предлагает больший срок, а мы с вами должны определить, какой является оптимальным»,— отреагировал Владимир Путин. Михаил Мишустин поддержал игру слов уже с улыбкой, пояснив, что в этот раз речь идет о сроке в хорошем смысле, Дмитрий Григоренко согласился на любой, который выберет президент, и судьба моратория решилась.
Основным вопросом совещания у президента было развитие судоходства, но его обсуждали непублично. В открытой же части решено было пройтись по «оперативным» и «текущим» вопросам (см. репортаж спецкора “Ъ” Андрея Колесникова). Ход контрольно-надзорной реформы тоже входил в «текучку», но решение по этому вопросу стало самым содержательным из публичных.
Мораторий продлен на все внеплановые проверки компаний госорганами: он действует с 2022 года, проверки могут проводиться только при риске нарушения обязательных требований в конкретной компании, выявленном по публичной методике. Плановые же проверки запрещены контролерам отдельным мораторием до 2030 года: они могут проводиться только на объектах высокой и чрезвычайно высокой категории риска нарушений — это опасные производства или компании, сбои в которых принесут больший ущерб, чем их проверки.
По данным аппарата правительства, общее число проверок с 2019 года сократилось с 1,5 млн до 340 тыс. в 2022 году, в 2023-м «будет порядка 300 тыс.», рассказал Дмитрий Григоренко.
В основном это плановые проверки «высокорисковых» объектов — число внеплановых, назначенных по индикаторам риска, к ноябрю за год выросло вдесятеро, но лишь до 6,2 тыс. Эта цифра де-факто и является объяснением, зачем аппарату Белого дома понадобилось продолжение моратория: запрет на любые внеплановые проверки является инструментом «мягкого подталкивания» контролеров к работе по новым правилам — де-факто он ставит государственный надзор перед выбором, оценивать риски или фактически отказаться от работы. При этом аппарат правительства кроме реформы КНД курирует и систему цифрового госуправления, где результаты этого выбора отображаются.
Разработка ведомствами индикаторов риска при этом идет: по данным “Ъ”, с начала 2023 года появилось около 150 новых, доля проверок по ним выросла с 0,85% в первом квартале до 2,3% в третьем, выявляемость нарушений — до 85% (против 50% при произвольном выборе объектов контролерами), а несколько индикаторов показали стопроцентное «попадание» в риски нарушений. В то же время до последних месяцев ряд ведомств сохраняли надежды на возвращение к «старым порядкам», рассчитывая, например, повысить категории риска для плановых проверок всех объектов контроля (см., например, “Ъ” от 14 ноября) или затягивая разработку систем оценки рисков (см. “Ъ” от 29 мая),— продление моратория должно эти надежды похоронить.
Представители деловых кругов блокировку внеплановых проверок еще на год ожидаемо приветствовали, ссылаясь на ответственное отношение компаний к усилиям правительства по снижению административной нагрузки и отсутствие роста числа инцидентов под мораторием и высказывая идею сделать его бессрочным: идеологии реформы контроля и надзора это полностью соответствует.
Век срока не видать
Представители бизнес-объединений и деловых кругов вчера отмечали ответственное отношение бизнеса к соблюдению обязательных требований: несмотря на ослабление госконтроля в ходе реформы КНД число нарушений не росло, как не было и роста числа инцидентов, что позволяет говорить об успехе реформы, результативности новых подходов и даже ставить вопрос о бессрочном моратории на проверки «по старинке».
Так, по словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, мораторий на проверки стал одной из «базовых опций» поддержки бизнеса в условиях нынешней турбулентности и отказываться от него нет никакого резона: «Результаты последних лет говорят сами за себя: никакого всплеска инцидентов не произошло, а значит, и возвращать количество плановых визитов контролеров на предприятия нет никакой необходимости». Отдельно господин Титов отмечает, что продление моратория — «очень неплохой идеологический фон для той работы, которую сейчас ведет правительство в продолжение реформы контрольно-надзорной деятельности». «В проекте концепции совершенствования КНД до 2026 года правильные принципы, заложенные в новый закон о госконтроле, получат свою техническую реализацию. В идеале контроль должен всецело основываться на риск-ориентированном подходе, а он не совместим с "планом по валу" проверочных мероприятий. Так что ждем от Минэкономики новых хороших новостей»,— говорит он.
Президент ТПП РФ Сергей Катырин напоминает, что в результате реформы контроля и надзора предприниматели ежегодно экономят на выплате штрафов порядка 200 млрд руб.: «Отрадно, что такая поддержка не привела к повышению инцидентов, связанных с нарушениями со стороны бизнеса. Это говорит об эффективности принятых правительством мер и повышении ответственности в предпринимательском сообществе. Поэтому ТПП РФ приветствует решение о продлении моратория на 2024 год и предлагает сделать его бессрочным, поскольку уже в полной мере заработал риск-ориентированный подход».
Руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов бизнес-объединения «Деловая Россия» Екатерина Авдеева также называет меру своевременной и разумной. «С одной стороны, бизнесу необходимо восстанавливаться, фокусировать свои ресурсы и усилия на основной — предпринимательской деятельности, на росте производительности. И в этом контексте снижение административной нагрузки — важный компонент государственной поддержки. Тем более что предприниматели помогают решать и государственные задачи в области социально-экономического развития страны. С другой стороны, мораторий продлевается в рамках риск-ориентированного подхода к КНД — данное решение не выдает индульгенцию недобросовестным предпринимателям и не снижает необходимого контроля за предприятиями с высокими уровнями риска и позволит проводить проверки, если риски значительны: государство стремится сбалансированно соблюсти и интересы предпринимателей, и интересы общества в части безопасности и защиты. Опыт предыдущих периодов моратория на внеплановые проверки показал, что предприниматели к этому относятся осознанно, и роста инцидентов в связи с сокращением числа проверок мы не наблюдаем»,— напоминает она.
Первый вице-президент «Опоры России» Марина Блудян напоминает, что индикаторы риска были успешно отработаны еще Федеральной налоговой службе (ФНС). «Поэтому у нас есть доверие к реформе и к этим изменениям. Мы на опыте ФНС видим, как работать с индикаторами, как устранить риски внутри организации и снизить административное давление», — говорит эксперт. По ее словам, индикаторы хороши тем, что они позволяют контролерам проверять бизнес точечно — только по «сработавшим» рискам. В этом году ведомства подготовили индикаторы без участия бизнес-сообщества, чтобы успеть представить правительству наработки. Однако до конца года на площадке «Опоры России» пройдет 15 совещаний, где бизнес совместно с контрольными органами исключит наиболее спорные индикаторы. Затем на протяжении 2024 года индикаторы будут корректироваться уже на практике. «Мораторий на внеплановые проверки — это временная мера, он позволит нам отладить процессы, а также закрепить успехи реформы и новый порядок контроля. Контролеры пока в любое время готовы вернуться к проверкам, им нужно привыкнуть к профилактическим режимам и освоить другие риск-ориентированные инструменты», — объясняет она.