Наталья Белова: «У среднего бизнеса сегодня неограниченные возможности для масштабирования и развития»
Активность взаимодействия среднего и крупного бизнеса с банковским сектором всегда была одним из верных индикаторов общего состояния экономики. Перекрытие привычных каналов поставки товаров, комплектующих и материалов потрясло, однако не остановило развитие отечественного производственного сектора. Росбанк в свою очередь гибко подошел к новым реалиям, чутко улавливая потребности бизнеса, предлагая современные продукты компаниям. О сегодняшних тенденциях в экономике и прогнозах рассказывает вице-президент, директор сибирского филиала Росбанка Наталья Белова.
— Как сегодня чувствует себя средний и крупный бизнес на фоне непростой ситуации?
— Внешние потрясения не прекращаются, однако у наших клиентов они уже не вызывают такого шока, как, например, полтора года назад. Да, компаниям по-прежнему приходится перестраивать потоки экспорта, импорта, искать замещение зарубежных комплектующих, материалов. Транспортно-логистические цепочки удлиняются, происходит разворот на Восток. На фоне этого ряд компаний испытывают падение выручки или рост расходов.
Однако сегодня можно совершенно четко сказать, и это подтверждается практикой, что российский бизнес успешно приспособился к новым реалиям, продолжает преодолевать трудности и ожидает такой же гибкости от своих контрагентов и банковского сектора.
— Какие направления бизнеса сегодня в тренде, кто наиболее активно сотрудничает с банковским сектором в Восточной Сибири?
— Существенно активизировалась деятельность транспортно-логистических компаний, ориентированных на восточное направление, в тренде пищевая промышленность, фармацевтика, розничная интернет-торговля, также хорошо чувствуют себя компании, работающие по госзаказу.
— Эти тенденции сказались на банковских показателях?
— Конечно. Компании активно обращаются за заемными средствами — только с начала текущего года кредитный портфель в Восточной Сибири увеличился в 3,8 раза. Наиболее активны недропользователи, сервисные компании, ориентированные на внутренний спрос, компании, занятые в продаже техники и оборудования, в том числе лизинговые, а также промышленные и энергетические предприятия.
Кроме того, серьезно вырос документарный портфель — в 3,3 раза. Здесь самыми активными показали себя компании в сфере строительства и проектирования, предприятия, работающие в сфере фармацевтики и торговли. Ресурсная база выросла в 2,4 раза. Отмечу, что она имеет высокий уровень диверсификации.
Специфика сибирских регионов в том, что здесь мы очень активно сотрудничаем с органами исполнительной власти. Мы видим в этом большой потенциал и стабильность.
— Компании более требовательны к банкам сегодня?
— Сегодня мы видим повышенный запрос и требования от компаний, работающих в сфере импортозамещения и в отраслях с повышенной инфляцией. В то же время есть компании со сниженными потребностями, это ряд предприятий, столкнувшихся с трудностями в сбыте или санкционным давлением, — деревообработчики, автодилеры.
Хотя в общем и целом клиенты не снижают требований и ценят компетентность. Основной запрос — индивидуальный подход, универсальность и доступность сервисов. Росбанк, по-прежнему оставаясь универсальным, является доступным, если угодно, домашним относительно большинства услуг и сервисов. Во всех своих коммуникациях мы стараемся обеспечить индивидуальный подход, начиная от выделения персональных клиентских менеджеров и заканчивая разработкой индивидуальных сервисов и сложных продуктов.
— Какие продукты для корпоративных клиентов Росбанка сегодня наиболее популярны?
— Возможно, вы видели рекламу нашей карты со слоганом «#МожноВСЁ». Этот постулат в полной мере применим и к нашей работе с корпоративным сектором. Мы разрабатываем индивидуальные продуктовые решения, сервисы. Если не можем в одиночку удовлетворить какой-то эксклюзивный запрос, прибегаем к помощи наших партнеров. При этом Росбанк старается придерживаться подхода по принципу «одного окна». Обращаясь к нам, клиент может быть уверен — на выходе получит готовый продукт и сервис высочайшего уровня.
— Услуги в сфере внешнеэкономической деятельности сегодня пользуются большим спросом, чем раньше?
— Спрос на эти услуги растет. Сегодня мы предлагаем надежный сервис по обслуживанию внешнеэкономической деятельности в ряде валют. Росбанк с банками-партнерами в дружественных странах открыли ряд корреспондентских счетов. Общая тенденция — рост расчетов в китайских юанях. Мы проводим такие расчеты с банками из материковой части Китая — относительно начала года объем таких операций вырос на 30%. Также не забываем и о рублевой зоне — есть несколько новых пакетов услуг.
— Какие продукты пользуются повышенным спросом у среднего бизнеса?
— В первую очередь, это традиционное кредитование и скоринг. Мы наблюдаем существенный рост с начала года как раз по таким продуктам — овердрафту и возобновляемым кредитным линиям. Банк их предоставляет по упрощенной схеме — предварительное решение выдается за несколько часов, а окончательное — в течение одного-трех дней. Пакет документов также незначителен, его можно направить дистанционно, что существенно сокращает время. На текущий момент в качестве скоринговых продуктов Росбанка доступны овердрафт до 50 млн рублей и возобновляемая кредитная линия до 100 млн рублей. Это быстро, удобно, и текущие потребности клиенты предпочитают закрывать именно такими продуктами.
Также большой рост наблюдаем по расчетам по QR-кодам. Это выгодный продукт для бизнеса. Стоимость расчетов через систему быстрых платежей дешевле, чем традиционный торговый эквайринг. Для потребителей это также удобно — не всегда у клиента есть банковская карта, а при помощи QR он почти всегда может рассчитаться. В рамках сервиса QR-платежей мы уже видим рост поступлений на расчетные счета наших корпоративных клиентов — с середины прошлого года можно говорить почти о трехкратном росте количества входящих платежей.
Хочется отметить, что сегодня на рынке очень благоприятное время для компаний среднего сегмента — именно этот сектор показывает наибольшую устойчивость. Сегодня уникальная возможность масштабироваться и развиваться, потому что на рынке очень много незанятых ниш. При должном подходе и предпринимательском мышлении компании смогут занять и закрепиться на новых рубежах. Росбанк в свою очередь готов оптимизировать свои сервисы, быть адаптивным и гибким, чтобы давать клиентам оперативные и качественные услуги.
— Какие технологические решения сегодня использует банк, вообще насколько важно предлагать высокотехнологичные услуги?
— Инновации — это одна из базовых ценностей нашего банка. В банковской сфере сегодня очень заметны тренды на виртуализацию, цифровизацию, развитие дистанционных каналов, оптимизацию внутренних процессов банков. Сегодня технологическая основа Росбанка — это искусственный интеллект, который используется в ежедневном сопровождении банковских продуктов. Мы опираемся на предиктивную аналитику, например, выстраивая модель работы по скоринговым продуктам.
Также при помощи искусственного интеллекта строим комплаенс-модели, которые помогают банку работать более безопасно. Используем в формировании целевых предложений нашим клиентам. Во многих инновационных продуктах Росбанк является пионером. В феврале 2023 года мы стали участником первой тестовой сделки по покупке ЦФА на золото за цифровые рубли. Сделка была реализована при помощи нашего партнера — компании «Атомайз», мобильного приложения Росбанка и платформы цифрового рубля ЦБ.
В настоящее время Росбанк проводит трансакции с цифровыми рублями совместно с отобранной и согласованной с Банком России фокус-группой, в которую вошли физические и юридические лица, учитывая обозначенные регулятором базовые сценарии и требования. Клиенты, принимающие участие в пилоте, высоко оценивают удобство доступа к платформе цифрового рубля через дистанционное банковское обслуживание Росбанка, а также высокую скорость выполнения операций и понятный интерфейс. Этот опыт положительно влияет на восприятие возможностей цифрового рубля и открывает новые горизонты для расчетов и переводов. Например, можно будет использовать смарт-контракты в сделках с клиентами и партнерами. Смарт-контракты позволяют автоматизировать и обезопасить исполнение сделок, оптимизировать процессы и снизить потребность в посредниках. Еще одна возможность связана с проведением валютно-обменных операций и трансграничных расчетов с использованием цифровых рублей. Введение цифровых рублей также откроет возможности для целевого и субсидированного кредитования в рамках государственных программ.
И еще немаловажная деталь — использование инновационных сервисов позволяет освободить время, в том числе и наших менеджеров для их общения с клиентами. Подчеркну, за высокими технологиями не стоит забывать об отношениях банка и клиента. Может сложиться впечатление, что все общение перешло в «цифру», но нет — мы стараемся оставаться «банком с человеческим лицом». С удовольствием общаемся с нашими клиентами — работаем как дистанционно, так и в сети офисов. Главная ценность нашего банка — клиент и общение с ним.
— Каковы планы работы банка в сегменте среднего бизнеса?
— Работа с сегментом среднего бизнеса — часть пятилетней стратегии Росбанка. Мы видим здесь большие перспективы. Сейчас банк принял решение по расширению команд: ведем набор сотрудников в Красноярске, Улан-Удэ, Иркутске. Объемы бизнеса действительно растут. Только с начала года клиентов банка в Восточной Сибири стало на 41% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Мы будем продолжать работать в этом направлении — становиться лучше, развивать инновационные продукты, не забывая о традиционных банковских услугах.
ПАО Росбанк
Реклама