Генетика и генеалогия против «глухарей»
Как поиск родственников помогает раскрывать преступления
В криминалистике происходит настоящая революция. В течение последних пяти лет в США и других западных странах было раскрыто множество старых уголовных дел (так называемых глухарей). Раскрываются преступления, совершенные 10, 20 и даже 50 лет назад. Во многом это происходит благодаря массовому увлечению людей поиском своих предков и родственников через интернет.
Серийный убийца и выброшенная салфетка
Как минимум 13 убийств, совершенных с особой жестокостью. Не менее 51 изнасилования. Более 120 краж со взломом. Таким был послужной список серийного убийцы, действовавшего в 1974–1986 годах в штате Калифорния. Обычно он проникал в дома ночью через окно, когда жертвы спали. Если находил пару, то связывал мужчину и клал ему на спину стопку тарелок. Затем предупреждал, что убьет обоих, если услышит звон падающей посуды в то время, когда он насилует женщину. Преступник мог забить свою жертву тем, что попалось под руку,— водопроводной трубой, лежащим у камина поленом. Иногда он забирал из домов своих жертв ювелирные украшения, деньги, документы, личные вещи.
В 1986 году преступления неожиданно прекратились. Преступник не был найден. Ни полиции, ни детективам-энтузиастам не удалось выяснить его личность.
Неизвестный маньяк в разное время получил несколько прозвищ: Грабитель из Визалии, Насильник из Восточного района, Первоначальный ночной охотник. Самым популярным стало прозвище Убийца из Золотого штата, которое дала преступнику Мишель Макнамара — автор написанных на основе реальных событий детективов. Золотым штатом в США называют Калифорнию (в память о золотой лихорадке 1848–1855 годов).
В распоряжении полиции не было отпечатков пальцев преступника, но была его ДНК. В 1990-е годы в штате Калифорния была создана база данных всех осужденных преступников и всех, против кого выдвигались уголовные обвинения. ДНК маньяка в базе не было.
В XXI веке в США появились бесплатные генеалогические сайты. Любой пользователь может загрузить на такой сайт результат своего теста аутосомной ДНК (atDNA) и найти родственников. Аутосомный тест выявляет совпадение со всеми протестированными, с кем у пользователя будет общий предок примерно до восьмого поколения. Наиболее популярные сайты — GEDmatch, 23AndMe , AncestryDNA .
В марте 2017 года следователь, занимавшийся делом Убийцы из Золотого штата, обратился за помощью к специалисту по генетической генеалогии Барбаре Рэй-Вентер. С ее помощью на GEDmatch был найден генетический профиль пользователя, один из родственников которого по возрасту и месту жительства мог быть разыскиваемым преступником. Затем правоохранителям удалось достать два образца ДНК подозреваемого, «оставленных в общественном месте». Точнее — на ручке двери его автомобиля и на салфетке, которую он выбросил в урну. Оба раза — точное совпадение .
24 апреля 2018 года серийный убийца был арестован. Им оказался Джозеф Джеймс Деанджело. В момент ареста ему было 72 года. Деанджело был ветераном войны во Вьетнаме, шесть лет прослужил в полиции, был уволен после ареста за мелкую магазинную кражу. Преступления начал совершать, еще будучи полицейским. Через несколько месяцев после первого изнасилования женился. У супругов родилось трое детей — все дочери. Из-за частых отлучек жена подозревала Деанджело в супружеских изменах. После 18 лет совместной жизни супруги разъехались, но на развод жена подала только после ареста Деанджело.
В июне 2020 года Деанджело признался в совершении убийств в рамках сделки с правосудием — в обмен на то, что ему не будет вынесен смертный приговор.
По совершенным им изнасилованиям истек срок давности. В августе 2020 года ему был вынесен приговор — 11 сроков пожизненного заключения без права досрочного освобождения, 15 сроков пожизненного заключения с правом на досрочное освобождение и еще восемь лет лишения свободы/
От первого преступления до торжества правосудия прошло почти полвека.
Специалист по безопасности и изнасилованиям
После поимки Убийцы из Золотого штата полиция начала активнее использовать генеалогические сайты для раскрытия старых дел. Только за полгода после ареста Деанджело благодаря базе данных сайта удалось разыскать 15 преступников.
В ночь Хэллоуина в 1996 году незнакомец в костюме скелета постучался в дверь жительницы города Мартинес, штат Калифорния. Когда она открыла — заковал ее в наручники и изнасиловал. Впоследствии выяснилось, что это не первое совершенное им изнасилование. И не последнее. В распоряжении полиции были образцы ДНК преступника, но в базе данных совпадений не нашлось.
После более чем четверти века безуспешных поисков дело было раскрыто в кратчайшие сроки. Полиции в очередной раз помогла Барбара Рэй-Вентер. Генетический профиль серийного насильника был загружен на сайт GEDmatch. Там обнаружился профиль его близкого родственника. Затем был вычислен и сам подозреваемый.
Преступником оказался Рой Чарльз Уоллер, специалист по безопасности в Калифорнийском университете в Беркли. В 2020 году суд признал его виновным в 46 эпизодах изнасилования, изнасилования в извращенной форме и незаконного лишения свободы, совершенных с 1991 по 2006 год. Приговор — 897 лет лишения свободы.
Мур ведет розыск
Найти совпадение ДНК, сверяя профили в общедоступной базе данных, содержащей миллионы записей,— это еще не все. Нужно еще вычислить правильного родственника, возможно очень дальнего. Какого-нибудь шестиюродного брата или пятиюродного дядю. Нужно доказать, что он мог быть в определенном месте в определенное время. Это — особое мастерство. В ходе поисков составляются генеалогические таблицы, изучаются записи государственных органов, социальные сети.
Самым известным ДНК-детективом — специалистом по расследованиям в сфере генетической генеалогии — в США считается Сеси (Сесилия) Мур.
Интерес к генеалогии впервые возник у нее в шесть лет. Ее родителям подарили книгу, которую написал ее прапрапрадедушка Аса Трэвис. В ней рассказывалось обо всех потомках Асы.
В 2009 году, занимаясь рекламой для компании генетического тестирования Family Tree DNA , она познакомилась с директором Международного общества генетической генеалогии (International Society of Genetic Genealogy, ISOGG) Кэтрин Борджес.
Три года спустя Сеси Мур передала свои деловые проекты мужу, а сама стала посвящать все свободное время новому увлечению — генетической генеалогии. Она стала писать статьи на эту тему, давать советы посетителям сайта 23AndMe, вести блог о генетике и генеалогии.
В 2012 году к ней обратилась семейная пара с просьбой узнать личность биологического отца их дочери, рожденной с использованием процедуры искусственного оплодотворения с донорской спермой. Сеси Мур по базе данных нашла двоюродную сестру этого человека. Затем выяснила его личность. Полученный результат всех шокировал. Биологическим отцом ребенка оказался ранее судимый за похищение человека Томас Рэй Липперт — работник клиники, предоставлявшей услуги искусственного оплодотворения. Он подменил сперму донора своей. Поскольку к моменту, когда это стало известно, Липперт уже скончался, невозможно было выяснить, был ли случай подмены единичным.
Пол Джозеф Фрончак родился 26 апреля 1964 года в Чикаго. На следующий день к его матери подошла женщина в униформе медсестры и сказала, что врач хочет осмотреть младенца. После чего исчезла вместе с ребенком. Полиция и ФБР провели масштабную поисковую операцию, которая не дала результата. Два года спустя сотрудники ФБР сообщили Фрончакам, что нашли мальчика в другом штате. Увидев ребенка, родители признали в нем своего сына. Пол с детства сомневался в том, что он действительно ребенок тех людей, которые называют себя его родителями. В 48-летнем возрасте он сделал ДНК-тест, показавший, что он был прав. Он — не Пол Фрончак. Еще три года спустя «Пол» обратился за помощью к Сеси Мур. Ей удалось выяснить его настоящую личность. Он — Джек Розенталь, подкидыш, попавший в детдом, где ему дали имя Скотт Маккинли. Настоящего Пола Фрончака удалось найти в 2019 году.
Первые дела Сеси Мур в основном были связаны с поиском биологических родителей.
В 2018 году она начала заниматься расследованием нераскрытых уголовных дел. Выступая на конференции в Массачусетском технологическом институте через пять месяцев после поимки Убийцы из Золотого штата, Сеси Мур заявила, что благодаря генетической генеалогии в ближайшем будущем будут раскрыты сотни убийств и изнасилований.
В 2020 году телеканал ABC начал транслировать художественно-документальный телесериал «The Genetic Detective». В каждой серии Сеси Мур рассказывает, как с помощью генетической генеалогии было раскрыто преступление. В эфир вышло шесть выпусков. Несмотря на очень высокий рейтинг сериала, пока неизвестно, будет ли второй сезон.
Последним успехом Сеси Мур, о котором сообщала пресса, было раскрытие дела Риты Каррен из Барлингтона, штат Вермонт. 24-летняя Рита была изнасилована, избита и задушена в своей квартире. Преступление было совершено в 1971 году, преступник изобличен в феврале 2023 года благодаря ДНК на окурке сигареты. Преступником оказался Уильям Дерус. В день убийства он поссорился с женой, вышел из дома прогуляться и во время этой «прогулки» совершил преступление. Жена дала полиции ложные показания, обеспечив ему алиби. Привлечь преступника к ответственности не удалось. В 1986 году он скончался от передозировки наркотиков.
Гены в роли адвоката
Австралийке Кэтлин Донован было полтора года, когда ее отец убил ее мать, нанеся 24 удара ножом. Ссора, закончившаяся убийством, началась с того, что глава семейства обвинил жену в плохой заботе о ребенке. Девочка попала сначала в приемную семью, потом в детский дом, затем в другую приемную семью.Кэтлин бросила школу, когда ей было 15 лет. В 18 познакомилась с Крэгом Гибсоном Фолбигом. В 20 лет вышла за него замуж.
У супругов Фолбиг было четверо детей. Все четверо умерли в раннем возрасте. Первый ребенок, Калеб Гибсон Фолбиг, родился в 1989 году. Он умер во сне, когда ему было 19 дней от роду. Причиной смерти был назван синдром внезапной детской смертности (СВДС). Второй, Патрик Аллен Фолбиг, родился в 1990-м. Он страдал эпилепсией и корковой слепотой. Патрик прожил восемь месяцев и умер во время эпилептического приступа. Сара Кэтлин Фолбиг родилась в 1992-м. Она прожила десять месяцев. Причиной смерти был назван СВДС. Дольше всех прожила родившаяся в 1997 году Лаура Элизабет Фолбиг — 18 месяцев. Поскольку девочке было больше года, врач, прибывший в дом Фолбигов по вызову, заподозрил неладное и сообщил в полицию.
После смерти Лауры в 1999 году Крэг Фолбиг нашел дневник жены. Некоторые записи навели его на мысль о том, что супруга виновата в смерти детей. Например, после смерти Калеба Кэтлин написала в дневнике: «Окончательно уснул». Еще одна запись: «Крэг в пятницу вечером пришел домой очень пьяный. Спьяну признался, что несчастлив… Он до смерти боится, что с Лаурой что-то случится. Но я знаю, что с ней нет никаких проблем. Во всяком случае, ничего необычного. Потому что дело во мне, а не в них. Думаю, я могу справляться с ее приступами плача лучше, чем это было с Сарой. С Сарой я хотела одного — чтобы она заткнулась. Однажды она так и сделала». Или такая запись: «Безусловно, я дочь своего отца».
Крэг ушел из дома, поселился отдельно от жены, подал на развод и сообщил в полицию.
То ли после обращения врача, то ли после сообщения мужа полиция установила в доме Кэтлин Фолбиг подслушивающие устройства, а также начала опрашивать Кэтлин и ее родственников.
В апреле 2001 года Кэтлин была арестована. В 2003-м состоялся суд. Ей были предъявлены обвинения в трех умышленных убийствах, одном непреднамеренном убийстве и одном случае умышленного нанесения тяжкого вреда здоровью. Кэтлин Фолбиг заявляла о своей невиновности. Суд не поверил в то, что четыре детские смерти могли быть случайностью. Фолбиг была приговорена к 40 годам лишения свободы. Два года спустя в результате апелляции срок заключения был сокращен до 30 лет без возможности досрочного освобождения в течение 25 лет.
В газетах ее называли самой страшной серийной убийцей в истории Австралии. В тюрьме ее содержали отдельно от других женщин-заключенных — из опасения, что ее могут убить.
На дело матери, обвиненной в серийном детоубийстве, обратила внимание юрист Эмма Канлиф. В 2011 году Канлиф выпустила книгу «Убийство, медицина и материнство» («Murder, Medicine and Motherhood»), в которой сделала следующий вывод: в деле Фолбиг была допущена судебная ошибка.
В 2015 году адвокаты Фолбиг подали прошение властям штата Новый Южный Уэльс о пересмотре дела. К прошению были приложены результаты экспертизы, проведенной профессором судебной медицины Стивеном Корднером. Эксперт пришел к выводу, что ни одно из убийств не было доказано.
В 2018 году австралийский телеканал ABC выпустил в эфир интервью с Фолбиг, в котором она говорила о бывшем муже, о детях, о жизни в тюрьме, о том, что на самом деле значат записи в ее дневнике. После интервью ее делом заинтересовалось несколько специалистов по иммуногенетике. Решающий поворот в деле произошел благодаря профессору Кароле Винуэса из Австралийского национального университета. Изучив образец ДНК Фолбиг, Винуэса обнаружила ранее неизвестную мутацию гена CALM2, кодирующего белок кальмодулин, отвечающий за функции сердца
В Дании профессора Михаэль Тофт Овергард и Метте Ньегаард провели эксперименты, доказавшие, что эта генетическая мутация могла стать причиной смерти четырех детей.
После петиции, подписанной тремя нобелевскими лауреатами и поддержанной Академией наук Австралии, дело Фолбиг было отправлено на пересмотр.
В июне 2023 года Кэтлин Фолбиг была полностью оправдана и вышла на свободу.
Из заключенного в мультимиллионеры
Исправление судебной ошибки возможно и с помощью генетической генеалогии. Так произошло с одним из дел, которым занималась «генетический детектив» Сеси Мур.
13 июня 1996 года в своей квартире в Айдахо-Фолс, штат Айдахо, была найдена мертвой 18-летняя Энджи Додж. Ее изнасиловали, а потом зарезали.
Мать убитой девушки распространила в городе 2,5 тыс. листовок с обещанием выплатить $5 тыс. за информацию, которая поможет полиции найти преступника. За прошедшие после убийства полгода полиция получила около 40 сообщений. Ни одно из них не помогло в поисках.
В январе 1997 года житель Айдахо-Фолс Бенджамин Хоббс был арестован в штате Невада по подозрению в изнасиловании. Полиция Айдахо-Фолс начала допрашивать Хоббса и его друзей. Хоббс был членом уличной шайки «Речные крысы». Одним из членов той же шайки был Кристофер Тэп по кличке Сторож. «Речные крысы» проводили время в районе, где жила Энджи Додж. Тэп был с ней знаком. Полиция несколько раз допросила Тэпа, а потом арестовала его по подозрению в соучастии в убийстве. Он несколько раз менял показания. Сначала говорил, что это Хоббс убил Додж, а его попросил обеспечить алиби. Потом — что был вместе с Хоббсом в момент убийства, тот был зол на Додж из-за того, что она хотела разрушить его брак. На одежде и теле убитой были обнаружены следы спермы. Экспертиза показала, что она не принадлежит ни Хоббсу, ни Тэпу. Узнав об этом, Тэп снова изменил показания и заявил, что Додж изнасиловали и убили двое — Хоббс и еще один член их компании, Джереми Сарджис. Затем — что преступниками были Хоббс и некий Майк.
Под давлением следователей Тэп сознался, что нанес ножевое ранение Додж, но отрицал, что насиловал и убил ее.
С алиби у Тэпа возникли проблемы. Две свидетельницы утверждали, что в ночь преступления он был в другом месте, где его девушка застукала его в постели с соперницей. Другие свидетели заявляли, что девушки перепутали даты.
В итоге в полиции Тэп признался в убийстве и изнасиловании, но на суде заявил, что сделал это под давлением. В мае 1998 года присяжные признали Тэпа виновным. Он был приговорен к пожизненному заключению с возможностью досрочного освобождения не ранее чем через 30 лет по обвинению в убийстве и не ранее чем через 10 лет по обвинению в изнасиловании. Тэпу был 21 год, когда он начал отбывать срок.
В 2007 году общественная организация Idaho Innocence Project занялась делом Тэпа, добиваясь нового изучения улик в связи с развитием технологии. Был проведен новый ДНК-анализ волос, найденных на месте преступления (он показал, что это не волосы Тэпа). Были изучены образцы ДНК с других предметов, сохранившихся в качестве вещественных доказательств.
В виновности Тэпа начала сомневаться мать убитой. Она обратилась к профессору юриспруденции Стивену Дризину, одному из ведущих экспертов по фальшивым признаниям. Тот, изучив дело Тэпа, нашел в нем много нестыковок, показывающих, что следователи обманом и давлением подталкивали арестованного к даче нужных показаний. При этом записи допросов, которые могли об этом свидетельствовать, были недоступны стороне защиты.
В 2017 году адвокатам Тэпа удалось добиться снятия с него обвинения в изнасиловании и снижения срока наказания за убийство до уже отбытого.
После выхода Тэпа на свободу представители Idaho Innocence Project обратились в Parabon NanoLabs, к Сеси Мур, с просьбой помочь определить личность настоящего убийцы. В результате поисков по ДНК-профилям было найдено семь потенциальных подозреваемых. Один из них, Брайан Дриппс, в 1996 году жил в доме напротив дома Энджи Додж. В ходе первоначального расследования полиция даже допрашивала его, но потом переключилась на Хоббса и Тэпа. За Дриппсом начали следить, чтобы получить образец его ДНК. ДНК-анализ выброшенного им окурка показал точное совпадение с ДНК спермы преступника. В мае 2019 года Дриппса задержали, на допросе он во всем сознался. В 2021-м он был приговорен к пожизненному заключению.
Через два месяца после ареста настоящего преступника с Тэпа сняли обвинение в убийстве. В 2021 году он получил от властей компенсацию в размере $1,2 млн.
Он подал на штат в суд за незаконное лишение свободы. Сторонам удалось договориться о внесудебном соглашении, по которому Тэпу должно быть выплачено $11,7 млн (ранее полученные $1,2 млн он при этом должен вернуть). На предложение о внесудебном соглашении он отреагировал следующим заявлением: «Никакое количество долларов не может компенсировать более чем 20 лет моей жизни, которые я провел в тюрьме за преступления, которых не совершал. Однако это соглашение поможет мне двигаться дальше по жизни».
7 ноября 2023 года Кристофер Тэп погиб в автокатастрофе.
Один за всех
Генетическая генеалогия, первоначально развивавшаяся благодаря желанию многих людей найти своих родственников и предков, стала мощным инструментом для поиска преступников. По масштабу происходящая в криминологии революция сравнима с появлением дактилоскопии.
Но, как принято говорить в наше время, не все так однозначно. Борцы за сохранность права на частную жизнь обвиняют власти в «генетической слежке». Когда один человек загружает свой ДНК-профиль на генеалогический сайт, он фактически загружает профили всех своих близких и дальних родственников, в том числе еще не родившихся. Этим он потенциально лишает их права на частную жизнь, делает общедоступными семейные тайны — не спрашивая, хотят они этого или нет. Законодательное регулирование в этой сфере сильно различается как в разных штатах США, так и в разных странах мира. Даже генеалогические сайты проводят отличающуюся друг от друга политику в отношении того, давать ли полиции возможность загружать ДНК-профили трупов и подозреваемых в преступлениях.