«Это не финальная версия»
Ко второму чтению бюджета Удмуртии на 2024 год доходы увеличат на 11 млрд рублей
Бюджет Удмуртии на 2024 год приняли в первом чтении с дефицитом 478 млн руб. Проект рассмотрели на очередной сессии госсовета республики. Почти 80% расходов имеют социальную направленность, при этом на развитие экономики выделяется недостаточно средств, отметили депутаты. Ко второму чтению параметры бюджета сильно изменятся. Так, уже после принятия федерального бюджета появилась точная сумма, которую получит в будущем году республика, рассказал председатель правительства Ярослав Семенов. Второе чтение пройдет 12 декабря.
Госсовет Удмуртии на сессии 28 ноября рассмотрел в первом чтении проект бюджета республики на 2024 год и плановый период 2025/26 годов. Представлявшая главный финансовый документ, министр финансов Вера Сухих отметила, что он сбалансирован и нацелен в первую очередь на обеспечение социальной стабильности в регионе и выполнение указов президента России.
На 2024 год доходы определены в сумме 92 млрд руб., расходы планируются в сумме 92,5 млрд руб. Дефицит бюджета в 2024 году предусмотрен в размере 478 млн руб., что составляет 0,6% от уровня налоговых и неналоговых доходов.
Собственные доходы бюджета республики составят 85%, остальные 15%, или 13,9 млрд руб.,— безвозмездные поступления, в том числе субсидии, дотации и субвенции из федерального бюджета. По оценке минфина Удмуртии, ожидается рост поступлений по основным налогам.
Львиная доля расходов — социальные обязательства: 79,5%. В отраслевой структуре расходов наибольшие суммы предусмотрены на развитие образования — 39% расходов бюджета, на здравоохранение и социальную политику — по 16,5%. Расходы на национальную экономику составят 14,3%.
Верхний предел госдолга на 1 января 2025 года устанавливается на уровне 69,56 млрд руб.
Вера Сухих обратила внимание депутатов на технический профицит в размере более 12 млрд руб. в 2025/26 году. «С 2025 по 2029 год, в соответствии с соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов, республике необходимо будет погашать задолженность в таком большом объеме. В настоящее время на уровне правительства РФ прорабатывается программа дополнительной реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, поэтому я надеюсь, что через год, когда мы встретимся для обсуждения проекта бюджета на 2025 год, цифры к утверждению будут другие»,— пояснила министр.
Председатель постоянной комиссии госсовета Удмуртии по бюджету Наиль Мухамедзянов, выступая с содокладом, отметил, что расходы на развитие экономики в нынешнем проекте бюджета ниже, чем в предыдущие годы. Небольшая сумма запланирована на строительство и капитальный ремонт объектов, в адресной инвестиционной программе указаны всего три объекта, в недостаточном объеме предусмотрены средства на ремонт дорог и поддержку АПК.
«На экономику средств тоже почти не нашлось. Наша комиссия выступает за большее финансирование развития экономики, так как именно тут есть ощутимая отдача с каждого потраченного рубля»,— отметил господин Мухамедзянов.
Он напомнил, что год назад депутаты давали поручение правительству более эффективно работать с Минфином РФ для увеличения объема дотаций из федерального бюджета. По его мнению, эта работа кабмином успешно ведется, в результате в 2024 году республика получит на 30% больше дотаций наряду еще с тремя регионами. Эти цифры будут учтены в бюджете Удмуртии ко второму чтению. Председатель бюджетной комиссии призвал направить эти средства в том числе на развитие экономики и завершение строительства уже начатых объектов.
С оценкой проекта бюджета на сессии также выступила руководитель регионального отделения партии «Яблоко» Ия Боронина. Представители непарламентских партий имеют право выступать с поправками на бюджетных сессиях. Она указала на то, что в проекте в плановом периоде 2025/26 годов не предусмотрено финансирование отдельных статей, в частности обеспечения безопасности школ, при этом на 2024 год на эти цели запланированы 1,5 млрд руб.
Представители парламентских партий на сессии с оценками бюджета выступать не стали. В итоге в первом чтении его поддержали 45 депутатов, трое высказались против, четверо воздержались.
Против голосовали коммунисты. По мнению руководителя фракции КПРФ в госсовете Владимира Бодрова, бюджет не сбалансирован. «Несмотря на то что много средств там предусмотрено на социальный блок, в полном объеме это направление недофинансировано. По ряду статей идет снижение, особенно если учесть инфляцию. Есть основания считать, что ко второму чтению будут уже дополнительные источники финансирования этих направлений, но нужно больше средств на развитие»,— отмечает депутат.
Он считает, что есть механизмы на федеральном уровне, которые могли бы раскрыть резервы для наполнения в том числе и региональных бюджетов. Важно также стимулировать муниципальные образования, чтобы они работали над увеличением своих доходов, добавил он.
Комментируя итоги бюджетной сессии, председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов отметил, что этот проект бюджета — «не финальная версия».
«Во втором чтении нам с коллегами предстоит внести в проект бюджета серьезные коррективы, они совершенно точно будут в сторону увеличения. Так, например, дополнительно нам предстоит распределить 11 млрд руб., существенная часть из которых — дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Весь этот и предыдущий год глава республики Александр Владимирович Бречалов очень активно вел работу с Министерством финансов РФ. Благодаря этому нам удалось доказать, что мы, являясь субъектом, вносящим значительный вклад в формирование доходной части федерального бюджета, имеем право на увеличение дотации на выравнивание. И на 2024 год она будет на 30% увеличена по сравнению с 2023-м. Республика получит на 3,8 млрд руб. больше»,— рассказал премьер
Второе чтение бюджета состоится 12 декабря.